Информационный женский портал

Родительская тревожность. Тревожность у детей – норма и отклонение. Замалчивание собственных проблем

П овышенная тревожность у ребенка - вторая по распространенности группа среди проблем детской психики (пальма первенства принадлежит поведенческим расстройствам). Её клинические признаки отмечаются примерно у 8% детей. К сожалению, этот показатель растёт. Поэтому мы подготовили краткое руководство для тех родителей, которые озабочены профилактикой или снижением тревожности у своего ребёнка.

Что такое повышенная тревожность

Страх - досадный, но непременный спутник жизни человека. Он «вшит» в наши инстинкты и запускается как часть механизма выживания. А. И. Захаров, один из ведущих специалистов в области детских неврозов, так описывает динамику появления страхов:

Как же определить, что уровень тревожности у вашего ребёнка вышел за пределы нормы и перешел в тревожное расстройство психики?

Нормальная тревога - это эпизодические проявления страха. Они всегда вызваны конкретными обстоятельствами. Повышенная тревожность, напротив - клинически устойчивое состояние. Оно присутствует в «фоновом режиме».

Другими словами, любой ребёнок может внезапно разволноваться, если поставить его на табурет и попросить спеть перед незнакомой публикой, но в большинстве жизненных ситуаций он будет спокоен и радостен. Ребёнок с повышенной тревожностью, редко может расслабиться и испытывает беспокойство почти постоянно: оставаясь в одиночестве, отправляясь на шумный праздник, при ответе незнакомому человеку.

Причины повышенной тревожности у ребенка

Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или накатились серией.

Однако специалисты единодушны во мнении, что основная причина детских тревожных расстройств - это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), а о методах воспитания.

Вот условные портреты родителей, которые, действуя из самых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность у своего ребёнка.

Наседки

Стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить из поля зрения. При каждом чихе мчатся в больницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе с ним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.

Прожектёры

Встречаются двух видов. Одни не удовлетворены своим жизненным результатом и хотят, чтобы ребёнок воплотил их мечты. Другие, наоборот - добились высокого положения в обществе и не желают, чтобы их «позорил» отпрыск «неудачник». Главное, что их объединяет - это желание добиться некого идеала. К сожалению, он редко доступен ребёнку. В итоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь.

Спартанцы

Воспитанные в авторитарных семьях, эти родители убеждены, что именно такой подход помог им сформировать характер и волю. Поэтому они передают «эстафету поколений» и воспитывают своего ребёнка по принципу «так закалялась сталь». То есть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи или неудачи малыша. В итоге он начинает считать себя хуже других и, чем ниже падает его самооценка - тем выше становится тревожность.

Разумеется, реальные папы и мамы сложнее, чем упрощенные типы. Их методы воспитания - сложная «смесь» индивидуальных убеждений, привычек и темпераментов. Кроме того, на детей влияют не только родители, но и другие взрослые из близкого окружения ребёнка, начиная от бабушек и дедушек, и заканчивая воспитателями и преподавателями. Поэтому авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:

  • Противоречивые требования, когда между собой не совпадают либо требования папы и мамы, либо требования родителей и учителей. Например, мама запрещает учиться с простудой, а учитель наказывает за пропуски.
  • Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный «хорошист», а родители требуют, чтобы он непременно стал лучшим учеником в классе.
  • Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».

Симптомы повышенной тревожности у ребенка

Большинство тревожных детей в раннем возрасте просто не могут объяснить свои проблемы, а в подростковом - настойчиво их отрицают. Поэтому важно вовремя заметить первые соматические признаки. Вот их краткий перечень (без классификации по различным типам тревожных расстройств):

  • приливы жара или озноба;
  • тремор или дрожь;
  • учащенное сердцебиение;
  • дискомфорт или боли в груди;
  • ощущение комка в горле;
  • затрудненность дыхания;
  • обморочность или головокружения;
  • мышечное напряжение;
  • онемение или покалывания;
  • ощущение «пустоты в голове»;
  • чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

Затем перепроверьте свои наблюдения с помощью опросника (авторы Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.), где каждый положительный ответ будет засчитан как 1 балл:

  • Ваш ребёнок не может долго работать, не уставая;
  • Ему трудно сосредоточиться;
  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство;
  • Очень напряжен и скован во время выполнения заданий;
  • Смущается чаще других;
  • Часто говорит о напряженных ситуациях;
  • Как правило, краснеет или бледнеет в незнакомой обстановке;
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны;
  • Руки у него обычно холодные и влажные;
  • Нередко страдает расстройством стула;
  • сильно потеет, когда волнуется;
  • Не обладает хорошим аппетитом;
  • Засыпает с трудом, спит беспокойно;
  • Пуглив, многое вызывает у него страх;
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается;
  • Часто не может сдержать слезы;
  • Плохо переносит ожидание;
  • Не любит браться за новое дело;
  • Не уверен в себе и своих силах;
  • Боится сталкиваться с трудностями.

Если общее количество баллов достигает 15-20 баллов, то у вашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов - средняя; 1-6 баллов - низкая.

Получив печальный вердикт, не стоит паниковать. В отличие от поведенческих расстройств, повышенная тревожность детей, как правило, ослабевает по мере их взросления. Однако и закрывать на неё глаза по принципу «само пройдёт» тоже не стоит. По мнению специалистов, дети с повышенной тревожностью находятся в зоне риска. Небольшую часть тревожное расстройство не покинет и во взрослом возрасте, а у некоторых начнутся депрессивные состояния. Как это скажется на их жизненном успехе, объяснять не нужно.

Профилактика повышенной тревожности или 10 «нельзя»

Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозуУгрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.

  1. Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.
  1. Кричать на ребёнка, тем более в присутствии других людей.
  1. Использовать выражения, которые унижают ребёнка или снижают его самооценку.
  1. Сравнивать его с другими детьми, как в хорошем, так и в плохом поведении.
  1. Непрерывно критиковать. Проведите эксперимент. Записывайте каждое замечание, которое вы делаете ребёнку в течение дня, и перечитайте этот список перед сном. Большинство из них окажутся однотипными и мелочными, не принесли никакой пользы и лишь повредили вашим отношениям.
  1. Предъявлять завышенные требования, не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка.
  1. Требовать извинений за любой проступок. Иногда полезнее, чтобы ребёнок честно объяснил его причину.
  1. Требовать смелости. Не торопите и дайте ребёнку время привыкнуть к новой ситуации и людям.
  1. Заставлять соревноваться с другими детьми. Особенно в играх, где требуется скорость выполнения заданий.
  1. Подрывать авторитет других значимых взрослых. («Слушай только меня! Ваши учителя ничего не понимают!»)

Если вы заметили признаки тревожности вашего ребенка, приложите максимум усилий, чтобы скорректировать своё поведение.

  1. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.
  1. Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.
  1. Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
  1. Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.
  1. Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребенок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за то же самое.
  1. Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.
  1. Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
  1. Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.
  1. Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.
  1. И самое главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения (особенно повторяете «10 нельзя»), то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.

Римма Казанцева

Иллюстрации: Юлия Прососова

, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Тревожное расстройство – это уже диагноз невротического расстройства, при котором человек часто испытывает чувство тревоги даже без всякого повода.

Портрет тревожного ребенка. Ребенок напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Его отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда он боится не самого события, а его предчувствия. Часто он ожидает самого худшего.

Ребенок чувствует себя беспомощными, опасается играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У него высокие требования к себе, он очень самокритичны. Уровень его самооценки низок.

Такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критерии определения тревожности у ребенка:

1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Признаки тревожности:

1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Причины тревожности:

Некоторые психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит "двойку" в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: "Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался".

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо "неблаговидный" поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает.

Имеется и такая закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе "достойной" школы, "перспективного" учителя. Озабоченность родителей передается и детям.

Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Как помочь тревожному ребенку.

1. Повышение самооценки.

Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

2. Обучение детей умению управлять своим поведением.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.

Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.

3. Снятие мышечного напряжения.

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

Еще один способ снятия излишней тревожности - раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

4. Работа с родителями тревожного ребенка.

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка ("осел", "дурак"), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: ("Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!"). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание, прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку.


– психологическая особенность, характеризующаяся склонностью к беспокойству в большинстве жизненных ситуаций. Может проявляться чрезмерной привязанностью к матери, возбудимостью, гиперактивностью, подавленностью, замкнутостью, застенчивостью, страхами, нарушениями сна, аппетита. Диагностируется с помощью клинических (опрос, осмотр) и психологических (тесты, опросники) методик. Основой лечения является психологическая помощь, которая при необходимости дополняется применением лекарственных препаратов – антидепрессантов, транквилизаторов.

Общие сведения

Тревога – комплекс эмоциональных, когнитивных, поведенческих реакций, возникающих при воздействии стрессоров: определенных ситуаций, межличностных контактов, внутренних сигналов организма, прошлого опыта. Периодическое или постоянное чувство тревоги называется тревожностью. При слабой выраженности рассматривается как качество личности, индивидуальная особенность, при усилении – как психическое расстройство . Распространенность патологической тревожности в составе аффективных расстройств среди детей и подростков составляет 2%. Менее выраженные устойчивые симптомы определяются примерно у 40-60% дошкольников и школьников. До 12 лет патология чаще диагностируется у мальчиков, в последующем – у девочек.

Причины повышенной тревожности

Тревожность развивается как результат воздействия внутренних и внешних факторов. Преобладание тех или иных причин определяется возрастом. Выделяют четыре большие группы обстоятельств, способствующих возникновению данной патологии:

  • Эмоциональный опыт. Актуальная повышенная тревожность поддерживается эмоциями, которые вызываются воспоминаниями о пережитом событии. Боязнь повтора требует постоянного контроля ситуации, самоконтроля. Неспособность управлять обстоятельствами провоцирует тревогу, порождает новый негативный опыт, который становится дополнительным источником беспокойства.
  • Личностные особенности. Источниками постоянной тревоги являются внутриличностные конфликты. Актуализация происходит при формировании противоречия между идеальным и реальным образом Я. Тревожности подвержены ранимые, обидчивые, предрасположенные к запоминанию негативного опыта дети, подростки.
  • Семейное воспитание. Диапазон искаженных стилей воспитания, способных сформировать повышенную тревожность, очень широк. Напряжение, беспокойство развиваются на базе противоречивых, завышенных родительских требований, их несоответствия требованиям педагогов, негативного отношения, положения зависимости, подчинения. Причиной может стать тревожность родителей, компенсируемая гиперопекой , ограничением свободы ребенка.
  • Влияние школы. Учебная тревожность начинает формироваться у детей дошкольного возраста. Развитию эмоциональной напряженности способствует стиль работы воспитателя, завышенные требования, сравнение детей между собой. Начало школьного обучения является стрессом для ребенка. Новая среда, правила, нормы, отношения становятся источником неопределенности, тревоги. Эмоциональное расстройство закрепляется при больших учебных нагрузках, сложностях освоения учебной программы, наказаниях родителей за плохие оценки, негативном отношении одноклассников.

Группу риска повышенной тревожности составляют дети, подростки, проживающие в неблагоприятных бытовых условиях, имеющие родителей с невротическими, депрессивными расстройствами, алкоголизмом , наркоманией . Провоцирующим фактором является состояние здоровья ребенка – болезни, недомогания увеличивают вероятность развития тревожности.

Патогенез

Основу патогенеза повышенной тревожности образует взаимодействие биологических, психологических факторов. На уровне физиологии тревога является реакцией нервной системы на потенциально опасные стимулы. Происходит увеличение продукции нейромедиаторов, электрическая стимуляция стволовой части головного мозга формирует страх, тревогу. Тревожные расстройства относятся к неврозам , характеризуются парциальностью, многообразием клинических проявлений, сохранностью критического отношения пациента.

Представители психоанализа полагают, что в основе тревожности лежит внутренний конфликт между существующей потребностью, желанием ее реализации и непринятием со стороны общества. Сторонники поведенческих теорий рассматривают тревогу как условно-рефлекторную реакцию на болезненный, устрашающий стимул. Последователи когнитивного направления определяют патогенез тревожности как формирование ошибочных, искаженных мыслительных образов (преувеличение проблемы).

Классификация

Распространенной классификацией повышенной тревожности детей и подростков является хронологическая. Для каждого варианта расстройства характерен определенный возраст начала, симптомы сохраняются длительное время, наслаиваются друг на друга. Существует четыре типа тревожности:

  • Примитивная реактивность. Сензитивный период – младенчество. Тревога возникает при неожиданной сенсорной стимуляции: воздействии звука, света, удара.
  • Тревожность разлуки. Возраст – раннее детство. Нарушение происходит из страха сепарации от матери, отца, близких людей, знакомой обстановки.
  • Страх чужих. Период возникновения – дошкольное детство. Усложняются социальные взаимоотношения, ребенок общается с воспитателями, сверстниками. Многообразие контактов, их эмоциональная окрашенность порождают тревогу.
  • Боязнь событий, объектов. Развивается у старших дошкольников, младших школьников. Представлена страхом темноты, нереального (привидения, чудища), смерти, болезни, социальных контактов.

Симптомы повышенной тревожности

Клиническая картина изменяется по мере взросления, со временем симптомы становятся более сложными, разнообразными. У новорожденных повышенная тревожность проявляется повышенным двигательным беспокойством, плаксивостью, частыми пробуждениями ночью, сниженным аппетитом. Ребенок 2-4 лет чрезмерно привязан к маме как к источнику спокойствия. Тревога сопровождается возбудимостью, гиперактивностью либо подавленностью, апатией. Формируются страхи – оформленные источники тревожности. На фоне стресса развивается вторичная иммунная недостаточность, ребенок часто болеет.

У дошкольников определяется заниженный уровень самооценки. В детсадовской группе они предпочитают играть одни, замкнуты, скромны. Нередко повышенная тревожность переходит в невроз, сопровождающийся фобиями , навязчивыми действиями, мыслями. Внешне это проявляется страхом закрытых/открытых пространств, темноты, откусыванием ногтей, выдергиванием волос, частым мытьем рук, онанизмом. Речь тихая, робкая. Характерны психосоматические симптомы: головокружения, абдоминальные боли, учащение сердцебиения.

При взрослении ребенка повышенная тревожность становится более осознанной, закрепляется, трансформируясь в тревожно-невротический вариант развития личности. При отсутствии стрессов, конфликтных ситуаций заостренные черты компенсируются различными поведенческими, когнитивными способами: избеганием публичных выступлений, предпочтением одиночества компании, обесцениванием ситуаций, провоцирующих тревогу. Декомпенсация провоцируется внешними и внутренними (гормональной перестройкой) причинами, требует помощи врачей, психологов .

Осложнения

Без лечения повышенная тревожность детей и подростков приводит к развитию ипохондрического, обсессивно-компульсивного невроза , фобического тревожного расстройства. При длительном сглаженном течении развивается тревожно-мнительная, психастеническая акцентуация характера. Она определяет стиль поведения подростка, его жизненные выборы: доминирует мотив избегания неудач, повышен самоконтроль, отсутствует умение реализовывать себя. Кризисные, конфликтные ситуации приводят к состоянию декомпенсации, часто принимающему форму соматического заболевания, депрессии .

Диагностика

Диагностика повышенной тревожности производится детским психиатром , медицинским психологом. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа, наблюдение. Специалист выясняет у родителей симптомы, их продолжительность, выраженность, время начала. Обсуждает с ребенком сферы жизни, сопровождающиеся тревогой: процесс засыпания, отношения со сверстниками, учебные сложности. Подростки способны рассуждать о возможных причинах эмоционального напряжения. При наблюдении за поведением пациента отмечаются характерные признаки: робость, скованность, неуверенность, застенчивость, боязливость.
  • Психодиагностические методики. Детям до 10-11 лет предлагается выполнить рисуночные тесты, тесты интерпретации образного материала (чаще всего – социальных ситуаций). Подростки, родители заполняют опросники: патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Спилберга-Ханина, шкалу Филлипса, опросник Лаврентьевой, Титаренко.

Повышенная тревожность детей и подростков дифференцируется от тревожно-депрессивных состояний, замкнутости как симптома реакции дезадаптации, шизофрении . При затруднениях в различении расстройств клиническими методами используются дополнительные психологические методики: опросники депрессии, личностные опросники, пробы для исследования мышления.

Лечение повышенной тревожности

Основу лечения составляет помощь психолога, психотерапевта . Она имеет ряд направлений:

  • Повышение самооценки. Адекватная самооценка – фундамент уверенности, гармоничной личности. Тревожные дети посещают групповые встречи, им предоставляется возможность в «щадящих» условиях проявить себя. Выполняются упражнения на похвалу, поддержку, благодарность. Для наглядности достижений заводится дневник самоотчета, стенд. Проводятся , обсуждаются способы внутрисемейного взаимодействия.
  • Устранение напряжения. С подростками отрабатываются навыки релаксации, дыхательные техники, выполняется коррекция ошибочных суждений, вызывающих напряжение. У детей младшего возраста снятие напряжения осуществляется через телесный контакт – объятия, поглаживания, массаж. Второй способ – творческие занятия (): рисование, лепка, создание, обыгрывание сказок.
  • Самоконтроль. Скованность, стеснительность тревожных детей – проявления сверхконтроля. Через сказкотерапию, организованную ролевую игру ребенок научается выражать свои эмоции (страх, беспокойство), осознавать, принимать их.

Наряду с психологической помощью может использоваться – антидепрессанты, противотревожные препараты (транквилизаторы). Необходимость приема лекарств, схема терапии определяется психиатром индивидуально.

Прогноз и профилактика

Повышенная тревожность детей и подростков хорошо поддается коррекции психологическими методами. Для скорейшего выздоровления важно чтобы эти методы применялись в повседневной жизни – родителями, родственниками, учителями. Профилактика заключается в развитии, поддержании чувства уверенности, защищенности. Родителям необходимо сопоставить свои требования с возможностями ребенка, чаще хвалить его за успехи, поддерживать при неудачах. Стоит обсуждать все сложные жизненные ситуации, совместно находить оптимальный выход, закреплять способ поведения – вырабатывать эффективные поведенческие паттерны (что сказать обидчику, как отвечать у доски). Повышению уверенности, снятию соматических симптомов способствует регулярная физическая активность. Рекомендуется подбирать спортивные занятия, приносящие удовольствие ребенку.

В этой статье мы рассмотрим несколько вопросов, которые обычно возникают в связи с тревожностью родителей. Во-первых, остановимся на том, как тревога отца и особенно матери за своего ребенка отпечатывается на формирующейся личности самого ребенка. Во-вторых, как родителям научиться поменьше беспокоиться за свое чадо. И, наконец, разберем несколько методов снижения общей беспокойной обстановки в семье.

Влияние тревожности родителей на ребенка

Критичность восприятия мира и других людей со всеми особенностями их поведения развивается только с возрастом. Приобретая жизненный опыт на базе готового знания что хорошо и что плохо, с возрастом мы все более склонны анализировать чужое поведение и мысленно выставлять за него оценки. И только мнению тех, кто стабильно занимает высокие места в наших рейтингах, мы начинаем более или менее доверять.

У ребенка очень мало возможностей критического восприятия происходящего вокруг. И чем меньше ребенок, тем ниже критичность. Младенцы не судят, что правильно, а что нет, они просто воспринимают происходящее как единственно возможную данность, как так и надо. Поэтому поведение родителей копируется на базовом уровне. То есть воспроизводится не только их поведение в заданной ситуации, а еще и мельчайшие детали реагирования и мироощущения. Не надо удивляться если маленький сын начинает покрикивать на мать, как это делает отец. Или если маленькая дочь начинает кокетничать и морочить голову, как это делает мама. Они ничего такого не имели в виду и не преследовали выгоду как взрослые. Они просто копировали родителей.

Копируется все - манера общаться в семье и с незнакомыми людьми, манера реагировать на радостные новости и неудачи, подход к работе и развлечениям. И это накладывает огромную ответственность на родителей. Заботливые родители по этой причине никогда не станут ссориться в присутствии детей. Все свое неприглядное поведение они заботливо оставляют за кадром детского внимания. И совершенно правильно поступают. Но есть одна особенность - от детей можно спрятать скандал в семье, но не эмоциональную реакцию на него. Можно заставить отца не являться домой пьяным, но невозможно скрыть переживания матери в то время, когда он ходит неизвестно где. А уж тревожность как черту характера скрыть и вовсе не реально. Потому что она обязательно будет проявляться во всем. Бесконечные звонки и выяснения кто где находится и что делает, бесконечные проверки и перепроверки любого пустяка. И, конечно же, выраженный стресс, если что-то идет не по плану или, что хуже всего, наступает ситуация неопределенности.

Надо четко представлять себе: тревожность родителей очень сильно влияет на их детей и фактически передается по наследству. Тревожные родители формируют точно таких же тревожных личностей как они сами. А те, в свою очередь, передают эту особенность характера по наследству. Такие «тревожные династии» могут существовать сотни лет. Люди рисковые и отчаянно храбрые формируют такие же черты характера у своих потомков. Хотя это не способствует выживанию, и вспыльчивые храбрецы часто гибнут молодыми, зато выжившие достигают завидного положения в обществе, потому что редко кто смеет им перечить. Тревожные родители и их потомство имеют весьма существенные бонусы к выживанию, зато им часто приходится ютиться в самом низу иерархической лестницы общества, там, где отсутствует конкуренция, а с ней и опасность.

Тревожная мать

Все, что было сказано о тревожных родителях, приобретает намного более острое звучание когда мы говорим о тревожной матери, находящейся возле своего грудного ребенка. Грудничок имеет очень ограниченные возможности взаимодействия с миром. Проще говоря, мама для него, собственно, и есть мир. Когда ребенок впервые открывает глаза, он видит лицо матери. И именно по этому лицу он для себя на всю жизнь и запоминает, как выглядит человек. Он получает эталон на всю жизнь. Для маленького индейца мама никакая ни краснокожая, а нормальная. Это все остальные слишком бледные. И такая же логика присутствует во всем, включая мельчайшие черты характера. Особенно когда речь идет об эмоциях, к которым дети особенно чувствительны.

Поэтому особенности переживания эмоций матерью обязательно будут восприняты ребенком в качестве базы для своей эмоциональной жизни. Что с этим делать? Некоторые считают, что для пользы дела общение с тревожной матерью надо «разбавлять» общением с другими людьми, особенно спокойными, с устойчивой психикой. Едва ли это хороший вариант. Ребенок до года должен быть строго при матери, а обилие посторонних может сказаться не самым лучшим образом. Гораздо более правильное решение - вылечить повышенную тревожность до того, как заводить ребенка.

Как меньше беспокоиться за ребенка

Тревожность это особенность личности, которая распространяется на все стороны жизни. Поэтому, как уже было сказано, лучше не тянуть и скорректировать ее. Тогда все будет беспокоить меньше. Но есть и специфические приемы и хитрости. Психологами давно доказано и многократно проверено, что чем больше детей в семье, тем спокойнее родители. Цинично, но факт: если что-то случится с единственным ребенком, это катастрофа, а если у него есть благополучные братики и сестрички, то можно сосредоточиться на них, и это уменьшит силу горя. Природа ведь заботится не столько о каждом отдельно взятом человеке, сколько о выживании человека как вида. Поэтому родители с малочисленным потомством наделяются большей тревожностью, а стремление к большему спокойствию заставляет заводить детей еще и еще. Логика простая и понятная.

К менее действенным, но все же пригодным к применению приемам можно отнести раннее приучение детей к самостоятельности. Это очень полезно само по себе для формирующейся личности. Но и для родителей прием приносит психологическое облегчение. Люди инстинктивно настроены на заботу о маленьких детях. А как понять, что ребенок маленький? Очевидно, по его неспособности действовать самостоятельно. По его нахождению рядом, которое заставляет инстинктивно его контролировать. Если ребенок проводит много времени в кружках, секциях и детских лагерях, он не только формируется более самостоятельным и подготовленным к жизни, но и избавляет родителей от чрезмерной тревоги за него.

Как понизить тревожность в семье

С самого начала семейной жизни и еще задолго до рождения первого ребенка, желательно завести правило: семья это не место для разборок, стрессов, лихорадочного решения проблем и прочего подобного. Семья это место стабильности и покоя, где по возможности есть только отдых и приятные ощущения. Понятно, что кто-то все это должен создавать. Для этого существуют разные модели семейной жизни. Например, традиционная, когда мужчина работает, а женщина как раз и занимается созданием уюта в доме. Или более современная, когда работают и муж, и жена. В таком случае нужно четко определить вклады и ожидания каждого, чтобы потом не заниматься постоянным выяснением отношений. Так или иначе, при любой модели в семье должен быть покой. Только в таких обстоятельствах психика детей формируется должным образом.

Также рекомендуется взять привычку не нести в дом беспокойства со стороны. У каждого человека есть проблемные родственники и знакомые, любители вывалить свои беды на чужую голову. Часто встречаются и те, кто навязчиво предлагают различные новшества и улучшения, этакие заботливые друзья и родные, точно знающие, как лучше. Таким людям обычно скучно, и они неутомимо напрашиваются в гости. И уж конечно есть предлагающие пожить вместе из соображений экономии или чтобы было веселее. Опыт показывает, что веселее не будет. Весь этот балаган нужно надежно изолировать от семьи, а если и участвовать в решении чужих проблем, то только на нейтральной территории. Ну и, наконец, желательно не злоупотреблять сочувствием супруга или супруги. Конечно, приятно когда близкий человек разделяет переживания, Но с тяжелыми личными проблемами гораздо продуктивнее и лучше для климата в семье пойти к психологу, и переложить эмоциональный груз на него, а не на спутника жизни.

Психоаналитически ориентированный терапевт


Тревога за ребенка – чувство, знакомое каждой матери. На первый взгляд, все как будто очень понятно – мать тревожится за ребенка. Но часто мамочки за материнской тревогой подразумевают с психологической точки зрения совсем разные вещи.

Если послушать мам, почитать соответствующие форумы, можно заметить, что многие женщины говорят о тревоге, но по описанию она скорее похожа на сильный страх, вину или даже по симптомам напоминает паническую атаку. И это неудивительно.

Если подумать, тревога – нечто вроде сигнала об опасности, зачастую ситуативная эмоция, которая как будто говорит «что-то не так». И через некоторое время после возникновения тревога может сойти на нет, если ситуация разрешилась, но может развиваться дальше и переходить в страх, панику, в отчаяние или в нечто иное.

Тревога в норме

Тревога – эмоция неприятная, но при этом абсолютно нормальная для каждой матери. Можно сказать, что это своеобразный механизм, направленный на защиту ребенка. Тревога за ребенка позволяет предупредить опасности. Тревога делает мать чувствительной к физическому и психологическому состоянию ребенка.

С самого рождения мать как бы «настроена» на малыша, как антенна, улавливающая самые тонкие сигналы. Маленький ребенок не может показать, где у него болит, рассказать о своем состоянии, и мать в тревоге вслушивается, всматривается в своего малыша, чтобы понять, все ли с ним в порядке, и как ей поступить в случае той или иной проблемы.

Тревога помогает матери, например, не пропустить болезнь ребенка и оказать ему помощь. Матери тревожатся и ведут детей к врачу, одевают их потеплее в холодную погоду, кормят хорошей едой, встают ночью к плачущему малышу... Так что материнская тревога – это в целом полезное и необходимое чувство в родительско-детских отношениях.


Сама по себе эмоция тревоги малоприятна, она включает мать в режим мобилизации, когда все системы организма находятся в напряжении, поэтому тревога отнимает много энергетических ресурсов. Но при этом, когда беспокоящая проблема решается, вместе с этим уходит и тревога.

Еще один момент – условия внешней среды. Некоторые психоаналитики замечают, что современные матери значительно более тревожные и беспокойные, чем представительницы старшего поколения. Тут может быть много внутренних факторов, но важную роль играет и внешняя ситуация.

На каждом этапе еще с момента беременности у современной женщины может возникать чувство тревоги. Скрининги, выбор роддома, налаживание грудного вскармливания, разные этапы в развитии ребенка.

Сейчас мы живем в мире, в котором на один и тот же вопрос существует множество точек зрения. Если послушать старшее поколение, можно понять, что наши матери и бабушки жили в более «однозначном» мире.

Сейчас же на женщин упала огромная ответственность, они должны сориентироваться в противоречивом мире, где на один и тот же вопрос есть много разных ответов. Особенно это тревожно, когда речь идет о здоровье и развитии ребенка.


Роды дома или в больнице, просто грудное вскармливание, грудное вскармливание с бутылочкой или сразу бутылочка, или очень болезненный вопрос – делать или не делать прививки и т.д.

По каждому важному вопросу есть несколько «лагерей», и маме приходится включать голову, интуицию, решать, кому из экспертов довериться, и при этом она скорее всего не будет до конца уверенной, что сделала правильный выбор.

Например, ситуация. Ребенок болеет, и два врача назначают разные схемы лечения и разные препараты, а есть еще подруга, которая считает, что лучше вообще лечиться гомеопатией. В итоге вся ответственность за выбор ложится на мать, которая в этой ситуации не может не испытывать тревогу.

А еще тревоги подогревают СМИ, постоянно транслирующие истории о похищениях, педофилии, плохом обращении с детьми в садах и школах и многое другое. Так что современной маме есть из-за чего тревожиться. И чаще всего ее тревога будет вполне обоснованной и будет помогать защитить ребенка. Но есть грань, за которой тревога выходит за пределы нормы, и об этом поговорим дальше.

Когда тревога чрезмерна

Итак, тревога нормальна, если она по своей сути конструктивна. Она помогает решить проблемы, она отнимает энергию, но при этом в целом не мешает жить, она помогает матери заботиться о ребенке и защитить его от внешних опасностей. Но часто тревога оказывается чрезмерной, и она приносит мало пользы как матери, так и ребенку.

Так, многие тревожные матери говорят о том, как постоянно в своей голове прокручивают страшные «картинки», ситуации всяких опасностей, которые грозят их ребенку. И тут скорее речь идет уже не о тревоге, а о постоянном, часто беспричинном страхе, который мешает жить.

Тревожно, что ребенок заболеет, что с ним что-то случится, тревожно оставить ребенка на няню или бабушку, тревожно за будущее ребенка и др. Ребенок заболел, и мать чувствует тревогу, а потом уже и страх, и панику, и беспомощность, и отчаяние.

Мать живет в режиме постоянной мобилизации ресурсов, она все время в напряжении, ведь вот-вот что-то может случиться, и от этого навязчивого состояния очень сложно избавиться, ведь мозг постоянно рисует картинки страшной опасности.

Матери могут пребывать в постоянном страхе и раздражении, которые будут лишать их энергии, могут срываться на близких, излишне опекать и контролировать детей. Плохо маме, плохо ребенку, который не может не чувствовать постоянную тревогу матери и живет в мире, где тревога является постоянным фоном.

Отдельно нужно говорить о чрезмерной тревоге, которая переходит в панику и в соответствующие соматические симптомы, то есть появляется тахикардия, проблемы с желудком, навязчивые состояния, панические атаки и др.

В этом случае, когда состояние тяжелое, есть физические симптомы, и вы чувствуете, что эмоционально не справляетесь, необходимо обратиться к психиатру, психотерапевту или психологу.

Как справиться с тревогой

Не существует рецепта того, как справиться с тревогой. Тревога исчезает сама собой, когда уходит опасность. Например, у ребенка поднялась температура, матери тревожно, она вызывает специалиста, который назначает лечение, проблема начинает решаться, а с ней уходит и тревога.

Если вы склонны иногда впадать в тревожное состояние, можно прислушаться к себе и понять, что помогает.

Но упомянутые способы вряд ли помогут, если у вас высокая тревожность или изначально с момента рождения ребенка много внутренних страхов, напряжения, которые не проходят и мешают жить. Тогда можно говорить о том, что, может быть, дело не просто в тревоге за ребенка. Может быть, ребенок – это нечто вроде «канала», куда сливается тревога, которой изначально и так много внутри.

То есть почему-то изначально есть сильная тревожность, и это мешает. В этом случае необходимо обратиться к психологу. В терапии можно лучше понять, что с вами происходит, в каких именно ситуациях развивается тревога, какие страхи стоят за этим, появится возможность разобраться в изначальных причинах вашего состояния, найти способы облегчения, преодоления тревоги.

Итак, материнская тревога – это нормальное чувство, заложенное природой, но в больших количествах оно может стать проблемой.

В норме тревога проходит, когда уходит ситуация, воспринимаемая как опасная. Тревога не должна определять все ваши чувства и поведение. Если вы чувствуете, что тревоги слишком много, вы не выдерживаете, она отнимает слишком много ресурсов и мешает жить, обращайтесь за психологической помощью. Ведь ребенку для нормальных отношений и развития нужна мать психологически здоровая и благополучная.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!