Информационный женский портал

Закон о закупках лекарственных препаратов. Особенности закупок лекарственных средств учреждениями здравоохранения - помощь в госзакупках. Что заказчику нельзя включать в одну закупку

В настоящее время порядок закупок лекарственных средств регулируется следующими нормативными правовыми актами:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 5.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Поскольку речь идёт о закупках социально значимых товаров, законодатель уделил особое внимание порядку проведения закупок лекарственных средств и установил дополнительные требования и ограничения к участникам закупок и заказчикам.

Ст. 31 Закона № 44-ФЗ устанавливает общие требования к участникам закупки. При этом важно отметить, что при проведении открытого конкурса или открытого аукциона запрещено устанавливать дополнительные требования к участникам, в частности, к наличию:

  1. финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  2. на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  3. опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  4. необходимого количества специалистов и иных работников определённого уровня квалификации для исполнения контракта.

Закон № 44-ФЗ содержит специальные нормы, применяемые при закупках лекарственных средств. Во-первых, участник закупки должен иметь лицензию на производство лекарственных средств и (или) на осуществление фармацевтической деятельности. Если же по контракту предполагается закупка наркотических или психотропных лекарственных средств, то участник закупки должен иметь лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

Также необходимо отметить, что участник закупки лекарственных средств, предложивший цену контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальный (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта. Обоснование может содержать гарантийное письмо от производителя, включающее в себя цену и количество поставляемого товара, иные документы, которые подтверждают возможность осуществить поставку товара по предложенной цене. В случае невыполнения данного требования или признания предложенной цены необоснованной конкурсная заявка отклоняется, а при проведении аукциона его победитель признаётся уклонившимся от заключения контракта.

Важно! Признание участника закупок уклонившимся от заключения контракта является основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков.

Помимо общих требований к участникам закупок, предусмотренных ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, к участникам закупок лекарственных препаратов, включённых в перечень необходимых и важнейших лекарственных препаратов, предъявляются дополнительные требования:

  1. предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых участником, должна быть зарегистрирована;
  2. предлагаемая участником закупки цена лекарственных препаратов не должна превышать предельную отпускную цену, указанную в реестре предельных отпускных цен.

Если же при превышении предельных цен победитель определения поставщиков отказывается их понижать, то заказчик вправе отказаться от заключения контракта.

При подаче заявки на участие необходимо указать следующую информацию:

  1. сведения об участнике;
  2. предложение участника в отношении объекта закупки. При закупке товара также указывается предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара;
  3. в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям законодательства РФ;
  4. обоснование цены контракта в предусмотренном ч. 9 ст. 37 Закона № 44-ФЗ случае;
  5. документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки;
  6. документы, подтверждающие квалификацию участника, если конкурсная документация содержит такой критерий оценки заявки, как квалификация участника.

Участники открытого конкурса не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации, на который заказчик обязан ответить в течение 2 рабочих дней. Также заказчик обязан в течение 1 рабочего дня разместить указанные разъяснения в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос (ч. 7, 8 ст. 50).

При описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться положениями ст. 33 Закона № 44-ФЗ

  1. Описание объекта закупки должно носить объективный характер.
  2. В описании объекта закупки должны быть указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики
  3. В описании объекта закупки не должны содержаться требования или указания в отношении товарных знаков, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товаров, наименования производителя, за исключением случаев, если иначе невозможно более точно описать характеристики объекта. Указывать товарные знаки можно лишь в том случае, если при выполнении работ или оказании услуг будут использоваться товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Конкурсная документация может содержать требования о соответствии товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, и в таком случае заявка участника должна включать в себя копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги таким требованиям (п. 3 ч. 2 ст. 51). Однако заказчик должен обосновать включение данных требований в конкурсную документацию, иначе это может быть расценено как ограничение конкуренции.

В целях защиты конкуренции Закон № 44-ФЗ предписывает указывать в документации о закупке лекарственных средств их международные непатентованные наименования или при их отсутствии химические, группировочные наименования. Указывать торговые наименования можно лишь в следующих случаях:

  1. при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями (но на данный момент такой перечень отсутствует);
  2. при осуществлении закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии (п. 7 ч. 2 ст. 83 – при определении поставщика путём запроса предложений);
  3. при заключении государственного контракта на поставку товара, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства такого товара на территории субъекта РФ (ст. 111.4).

В соответствии с Письмом ФАС от 9.06.2015 № АК/28644/15, одним из видов ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов, и, следовательно, и ограничения конкуренции, является указание в документации закупки терапевтически не значимых характеристик, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара, в том числе:

  • указание конкретных лекарственных форм препаратов («порошок», капсулы», «таблетки», «раствор» и т.д);
  • определенная дозировка лекарственного препарата;
  • требования к составу вспомогательных веществ или режиму хранения препаратов;
  • указание формы выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата без возможности поставки аналогичных препаратов в иной форме выпуска (упаковке);
  • описание цвета, формы, вкуса таблеток (капсул), цвета, формы и материала первичной и вторичной упаковки и т.д.;
  • объединение в один лот лекарственных препаратов, имеющих в пределах одного МНН несколько торговых наименований, с уникальными лекарственными препаратами, имеющими только одно торговое наименование в пределах соответствующего МНН (с учетом лекарственных форм и дозировок);
  • закупка лекарственных средств совместно с медицинскими изделиями и иными товарами.

Таким образом, заказчикам необходимо очень осторожно подходить к описанию объекта закупки при составлении конкурсной документации и описывать требуемый товар максимально общими категориями, чтобы не ограничить конкуренцию и позволить большему количеству поставщиков (производителей) принять участие в закупках. Любое дополнительное требование к объекту закупки заказчик должен как следует обосновать, например, требования к режиму хранения. В дальнейшем участник закупки должен конкретизировать лекарственные средства, которые он планирует поставить по контракту.

В случае, если положения конкурсной документации нарушают права и законные интересы участника закупки и ведут к ограничению конкуренции, участники закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок и её членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки (ч. 1 ст. 105). Обжаловать такие действия (бездействие) можно в ФАС или в суд в течение 10 дней со дня размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика. Также возможность обжалования предоставлена участникам закупки до окончания срока подачи заявок. По истечении указанных сроков обжаловать действия (бездействия) можно только в суд (ч. 3 ст. 105).

В жалобе на действия (бездействия) заказчика должны содержаться следующие сведения

  1. Наименование, место нахождения юридического лица или полное имя, место жительства, почтовый адрес, телефон лица, чьи действия (бездействие) обжалуются).
  2. Наименование, место нахождения юридического лица или полное имя, место жительства, почтовый адрес, телефон заявителя.
  3. Указание на закупку.
  4. Какие действия обжалуются.
  5. Перечень прилагаемых документов, подтверждающих обоснованность жалобы, и сами документы.

Жалоба подаётся в территориальный орган ФАС, расположенный на территории, на которой находится лицо или орган, чьи действия обжалуются. Однако при подаче жалобы непосредственно в ФАС России она передаётся в соответствующий территориальный орган для рассмотрения или может быть принята к рассмотрению ФАС России.

Лица, чьи права непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в ФАС возражения на жалобу и участвовать в её рассмотрении (ч. 2 ст. 106).

ФАС рассматривает жалобу и возражение на жалобу по существув течение 5 рабочих дней со дня поступления жалобы и уведомляет заявителя и лиц, направивших возражения, о результатах рассмотрения.

По результатам рассмотрения жалобы по существу ФАС принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, которое может быть обжаловано в суд в течение 3 месяцев со дня принятия.

Профессиональный юрист бесплатно проанализирует Вашу ситуацию и предложит решение Вашей проблемы.

В первую очередь, заказчик должен определиться с наименованием закупаемого лекарственного средства. В законодательстве, регулирующем контрактную систему, употребляется термин «Лекарственные препараты» (ЛП), в то время как 61-ФЗ устанавливает наименование «Лекарственные средства» (ЛС). Второе понятие включает в себя и ЛП, и фармацевтические элементы. Но существенной разницы между ними нет. По 44 ФЗ, ЛП — это вещества профилактического, диагностического и лечебного свойства, которые применяются при терапии и исцелении заболеваний.

В извещении и закупочной документации нужно указывать МНН — международное непатентованное наименование препарата. Потенциальный исполнитель должен присылать заявки с точным торговым наименованием ЛП, который он предлагает поставить.

Если МНН отсутствует, заказчик указывает в закупочной документации химическое или группировочное название.

Как описать объект закупки

В закупочной документации нужно указать конкретные требования. Закупаются лекарства строго по МНН, так как торговое наименование не отражает необходимые химические и фармакологические свойства продукции.

Описать объект торгов нужно по требованиям ст. 33 44-ФЗ:

  • предмет заказа должен иметь объективный характер;
  • в описании ОЗ необходимо указывать технические, качественные, функциональные и эксплуатационные ;
  • в ОЗ не должно быть ссылок на товарные знаки, фирменные наименования и т. п.

Для корректного описания можно руководствоваться Государственным реестром лекарственных средств, включающим сведения о МНН, фармакологических свойствах лекарств, а также о .

Есть ряд случаев, когда можно ссылаться на конкретное торговое наименование:

  1. ЛС входит в перечень препаратов, приобретаемых по их торговым наименованиям (п. 6 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).
  2. Торги проводятся в форме запроса предложений (п. 7 ч. 2 ст. 38 44-ФЗ).
  3. ЛП приобретаются у единственного поставщика (п. 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
  4. Необходимо закупить инсулин или циклоспорин при условии предоставления должного обоснования (согласовано ФАС и Минэкономразвития).

Как обосновать НМЦК

Расчет НМЦК при закупке ЛС производится на основании ст. 22 44-ФЗ с использованием следующих методов:

  1. . Согласно письму Минэкономразвития РФ от 18.03.2016 № Д28и-693, этот метод является приоритетным. Организация-заказчик в обязательном порядке должна запросить коммерческие предложения у потенциальных участников закупки, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность с правом осуществления оптовой торговли или лицензию на производство лекарственных средств.
  2. . Данный способ используется в случае приобретения лекарственных средств из перечня ЖНВЛС.
  3. Если при расчете тарифным и аналитическим методом НМЦК превышает выделенные на закупку ЛС, то заказчик вправе воспользоваться иными методами обоснования начальной цены и подготовить объяснение о невозможности применения прочих способов (п. 12 ст. 22 44-ФЗ).

Порядок и формулы определения НМЦК при закупке у единственного поставщика регулируется .

Как установить требования к участникам

Так как лекарственные средства являются социально значимыми товарами, то, помимо общих требований к участникам (ч. 1 ст. 31 44-ФЗ), необходимо установить дополнительные требования и ограничения:

  1. Каждый участник должен иметь на производство ЛС и на осуществление фармакологической деятельности (п. 33 ст. 4, ч. 1 ст. 8 61-ФЗ).
  2. Если в поставке предусмотрены наркотические и психотропные ЛС, то поставщик обязательно должен подтвердить возможность поставки таковых веществ специальной лицензией.

Еще одна дополнительная опция — условия для отклонения заявок. Если приобретается ЛС из списка ЖНВЛП, то поставщик должен руководствоваться законодательно установленными . Участника необходимо отстранить, если установлены нарушения:

  • предельная цена на ЛС, предоставляемые конкретным поставщиком, не зарегистрирована;
  • предлагаемая цена установлена на уровень выше отпускной, и участник не снижает ее (ч. 10 ст. 31 44-ФЗ).

Как применяются антидемпинговые меры

Если при проведении госзакупки на поставку лекарственных средств участник, который признан победителем конкурса или аукциона, предложил цену на 25 % ниже НМЦК, то он обязан ее обосновать в соответствии с ч. 10 ст. 37 44-ФЗ:

  • при помощи гарантийного письма от производителя, в котором прописаны цены и количество реализуемых позиций;
  • подтвердительной документацией со склада, демонстрирующей наличие товара в установленном количестве;
  • иными оправдательными документами, иллюстрирующими возможность поставки товара по указанной в заявке цене.

Когда можно закупать лекарственные препараты у единственного поставщика

Приобрести товар у единственного поставщика можно в том случае, если поставка будет на сумму, не превышающую 200 000 руб. для конкретного пациента в течение срока его лечения (п. 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ), либо при необходимости срочного вмешательства в последствия аварии или катастрофы.

В настоящее время на рассмотрении находятся законодательные акты, которые позволят:

  • осуществлять закупки ЛС у единственного поставщика в размере до 400 000 руб. при условии, что годовой объем таких заказов не превысит 50 % от СГОЗ или 20 млн руб.;
  • приобретать у единственного поставщика лекарственные препараты для больных онкологией на сумму не более 600 000 руб. в связи с тем, что такие пациенты нуждаются в конкретных, зачастую дорогостоящих ЛП в кратчайшие сроки.


27.04.2016

спикер: Кузнецов Кирилл

Лекарственные средства в числе ТОПа самых проблемных закупок по 44-ФЗ. В вебинаре особые акценты сделаны на требованиях к участникам таких закупок, на техническом задании. Спикер приводит примеры из арбитражной судебной практики, из писем федеральных органов исполнительной власти.

Распространенные ошибки при закупке лекарственных средств (ЛС)

  1. Указание торгового наименования в случае, когда это не допустимо. Действительно, существуют ситуации, когда 44-ФЗ позволяет закупать по торговым наименованиям, но такие случаи достаточно редки, а незаконное указание торгового наименования влечет за собой наложение ответственности и штрафы.
  2. Включение в состав общего лота ЛС, требующих лицензии. За счет некорректного формирования лота значительно сокращается конкуренция. На уровне Правительства РФ принято решение, определяющее предельный размер лота при закупке лекарственных средств.
  3. Отсутствие в документации закупки требования о предоставлении подтверждающих документов. Речь в первую очередь идет о копии регистрационного удостоверения/лицензии. При этом в случае проведения запроса котировок документация не разрабатывается и требовать в составе заявки подтверждающие документы заказчик не вправе.
  4. Указание несуществующей формы ЛС. Это достаточно типичная проблема для специалистов, которые недостаточно хорошо ориентируются в предметной области.

Существует Государственный реестр предельных отпускных цен и отсюда возникает первая особенность и проблема - как определить начальную (максимальную) цену контракта.

Рисунок 1. Государственный реестр предельных отпускных цен

Здесь следует выделить две проблемные области исходя из того, включен ли препарат в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП):


Что касается прочих лекарственных препаратов, то здесьочевиден метод сопоставления рыночных цен (анализ рынка). Здесь необходимо учитывать методические рекомендации Министерства экономического развития России. По этому поводу сам Минэк давал комментарии о том, что данные рекомендации направлены на помощь заказчикам, поэтому вполне возможно пользоваться иной формулой определения средней цены и иными источниками, тем более что сам 44-ФЗ предоставляет нам базовый набор источников информации, откуда можно брать цены.

Остальные методы едва ли применимы в данном случае.

По нормативному методу можно работать только после того, как законодательно будут определены требования в нормативных правовых актах о нормировании.

Затратный метод вообще требует достаточно серьезных источников информации, потому что получить и проанализировать сведения о том, какие затраты участник несет на производство продукции, достаточно сложно.

Проектно-сметный метод неуместен в закупках лекарственных средств.

Если нет возможности использовать пять перечисленных методов, законодатель разрешил иной метод, определенный заказчиком, в случае если заказчик обосновывает, что ни одним из этих способов невозможно определить НМЦК.

Что касается еще каких-то специальных нюансов, связанных с лекарственными препаратами, следует отметить особенности применения антидемпинговых мер. В соответствии с 4. 9 статьи 37 закона о контрактной системе:

1. Если предмет контракта - поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в т. ч. лекарственные средства) участник закупки при снижении на 25% и более от НМЦК обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя:

  • гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара;
  • документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки;
  • иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

Пример

Предметом закупки были не лекарственные средства, но суть остается той же. Участник выиграл по демпингуи предоставил заказчику обычное обеспечение и ссылки на реестр контрактов, однако не все контракты там были закрыты: обязательства со стороны поставщика были исполнены, но заказчик еще не произвел оплату, поэтому контракты не значились как исполненные. По таким контрактам были представлены копии документов, подтверждающих исполнение. Когда данную ситуацию рассматривала ФАС, поставщика сочли уклоняющимся от заключения контракта, так как при проверке ФАС обращает внимание на информацию реестра контрактов. При обжаловании решения ФАС суд указал, что внесение данных в реестр контрактов - это зона ответственности заказчика и предоставление документов, подтверждающих надлежащее исполнение контрактов, вполне достаточно, чтобы считать его добросовестным.

2. Общее антидемпинговое требование: если цена снижается более чем на 25%, то в общем случае участник должен предоставить полуторное обеспечение, или как альтернатива, если НМЦК относительно невысока, то может быть предоставлено обычное обеспечение и подтверждение добросовестности (ссылка на исполненные контракты, на реестр контрактов). Здесь тоже определенные нюансы есть, практика уже осветила проблемы.

Ключевые принципы описания объекта закупки. Запрет закупки лекарственных средств по их торговым наименованиям

Перейдем к вопросам формирования технического задания. Закон 44-ФЗ этот термин не определяет, здесь речь идет об описании объекта закупки. Подходы здесь должны быть совершенно особые, поскольку продукция имеет непосредственное отношение к здоровью и жизни граждан. Зачастую своего рода искусством является составить такой набор требований к закупаемому препарату, который бы не ограничивал конкуренцию, но при этом приводил к закупке именного того лекарственного средства, которое необходимо заказчику.

Принципы подготовки технического задания

Во-первых, заказчику следует определить, что ему нужно закупить. Здесь есть определенные теоретические позиции, которые во многом нам диктуют контролирующие органы.Поэтому изначально необходимо определить круг приемлемых аналогов.

  • круг противопоказаний к применению
  • показания к применению (например, возможность комплексного применения)
  • отсутствие/перечень определенных побочных эффектов
  • совместимость с другими ЛС
  • способы введения препарата
  • форма выпуска, дозировка/расфасовка

Что касается сравнения препарато в, оно должно быть абсолютно формальным и проводиться по инструкциям по медицинскому применению препаратов. Стоит отметить, что есть два подхода к формированию технических заданий под избранный объект закупки:

  1. метод уникального свойства, которое отличает необходимый препарат от всех возможных других. Это подход, который очень сложно защищать, потому что эта уникальность должна быть обоснована;
  2. метод ключевых точек, в соответствии с которым набирается набор свойств, каждое из которых встречается у разных препаратов, но комбинация уникальна. Если каждое из этих требований (свойств) обосновано, то закупка, как правило, проходит успешно, так как законодательство о защите конкуренции здесь не нарушается.

Вообще, наилучшим вариантом, который достаточно серьезно защищает заказчика от возможных претензий, является веское обоснование набора требований к закупаемым препаратам.

Так как речь идет о составлении технического задания, необходимо сказать несколько слов о лотах. В частности, уже на этом этапе заказчик определяет, что входит в состав лота. Здесь необходимо помнить, что кроме 44-ФЗ есть ряд других законов, и в данном контексте это, в первую очередь, Закон о защите конкуренции (135-ФЗ), который содержит ст. 17, запрещающая любые действия, которые влекут ограничение конкуренции, а в ч. 3 данной статьи содержится оговорка по поводу формирования лотов, запрещающая включать в состав лота функционально не связанные между собой объекты закупки.

Какие требования включать?

Вполне обоснованы включение лекарственной формы, дозировки. Фасовку (упаковку) лекарственного препарата указывать можно (оговорка: но не всегда это принципиально, необходимо обосновать). С местом поставки нужно быть осторожными, потому что если лот формируется с разными адресами поставки, это может быть рассмотрено как незаконное ограничение конкуренции.

С количеством тоже бывают интересные варианты.

Например,

если контракт заключается по результатам торгов, заказчик может при необходимости изменить объем закупаемой продукции в пределах 10% без изменения цены за единицу. Допустим, заказчику необходим лекарственный препарат в количестве около 50 коробок. Есть нюанс: 50 - это граница с оптом. То есть 50 коробок - это розничная партия, а 51 коробка - уже оптовая партия. Объявляется закупка 50 коробок лекарственных средств. Закупка проводится, определяется победитель, после чего объемы увеличиваются на 10%. С одной стороны, цена за единицу не изменилась и лимит изменения количества закупаемого товара не нарушен, но это уже оптовая закупка, а это уже иная ценовая политика. Также могут возникнуть вопросы с доставкой, если 50 коробок - это один контейнер, а 51 коробка - уже два контейнера. Изначально расчеты составляются исходя из потребности в одном погрузочном месте, а потом появляется потребность во втором.

Остаточный срок годности - достаточно актуальная тема. Первая ошибка - указание в процентах, поскольку один и тот же процент в реальном сроке может быть разным. ФАС считает, что нужно либо указывать конкретную дату либо абсолютный срок.

Есть еще один нюанс - это обоснованность указания срока годности.

Например,

заказчик закупает лекарственные средства для своей оперативной деятельности из расчета потребности на ближайшие 2 месяца. Насколько правильно указывать, что, допустим, остаточный срок годности должен быть меньше года, учитывая, что это двухмесячная потребность? В соответствии с этим требованием остаточный срок годности должен в разы превышать реально запланированный срок потребности. Явное завышение срока годности является ограничением конкуренции. Не стоит указывать и требование о нестандартном сроке годности (больше того, который является общепринятым на рынке).

Какие требования использовать с осторожностью?

Указанные требования встречаются и могут использоваться, но желательно иметь на то веские аргументы.

Требования к режиму хранения (в т.ч. температурный диапазон). Есть прецеденты, где сказано, что заказчик приобретает продукцию, а не условия ее хранения, эти условия он создает сам, поэтому данное требование устанавливать нельзя. Вопрос спорный, тем не менее в практике примеры оспаривания такого требования есть.

Химический состава лекарственных средств. Здесь, в первую очередь, речь идет о вспомогательных веществах, потому что формально они какого-либо лечебного воздействия не оказывают, а значит их уникализация может быть расценена как незаконное ограничение конкуренции. Поэтому следует использовать такие требования детально обоснованно (например, связанные с аллергическими реакциями).

Требования к форме выпуска, расфасовке также весьма сложно обосновать, но если удастся привести должное обоснование, то такое требование установить можно.

Пример. Обеспечение конкуренции

  • «В случае установления в спецификации (техническом задании) требования к конкретному количеству единиц поставки продукции в одной упаковке, участник имеет право предложить иные условия поставки единиц продукции в одной упаковке, но при условии сохранения общего количества (объема) закупаемой продукции. В любом случае количество единиц в упаковке не может быть более _____. »
  • «В случае установления в спецификации (техническом задании) требования к конкретному объему дозировки в одной единице продукции, участник имеет право предложить иные условия поставки единиц продукции с иной дозировкой, но при условии сохранения общего количества (объема) закупаемого действующего вещества. В любом случае не допускается дозировка более ___.»

Вспомним еще одно требование 44-ФЗ: какие бы требования при описании закупки заказчик ни использовал, это описание должно носить объективный характер, необходимо все аргументировать, особенно если требования выходят за рамки стандартов или ГОСТов.

Не должны включаться требования или указания в отношении:

  • товарных знаков,
  • знаков обслуживания,
  • фирменных наименований,
  • патентов,
  • полезных моделей,
  • промышленных образцов,
  • наименование места происхождения товара,
  • наименование производителя,
  • требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, кроме предусмотренных законом случаев.

Нельзя обойти вниманием п. 6 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно особенности описания лекарственных средств и указания торгового наименования. В соответствии с указанной статьей документация о закупке должна содержать указание на МНН ЛС или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.

Возможно указание торгового наименования при закупке:

  • входящих в перечень ЛС, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями.
  • запросом предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83).
  • у единственного поставщика (ст. 93)*
  • ЛС с различными МНН или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что НМЦК превышает предельное значение, установленное Правительством РФ.
  • ЛС с МНН (при отсутствии - с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

Если в заявке участника не приведены такие сведения, она отклоняется

ст. 66 44-фз

3. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

1) при заключении контракта на поставку товара:

а) согласие...

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара

КОАП. Санкции за необоснованное использование ТЗ

Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков , знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам , информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев , предусмотренных законодательством РФ о КС, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента НМЦК, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.

Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) ТРУ и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами , принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации , принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании , законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология , в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей , требований, условных обозначений и терминологии.

Не допускается включение в документацию о закупке, в том числе в форме требований к:

требований к :

  • производителю товара
  • участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы)
  • деловой репутации участника закупки
  • наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена 44-ФЗ

Предельное значение для «смешанного» лота (ПП РФ от 17.10.2013 №929):

  • 1 млн рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил менее 500 млн рублей;
  • 2,5 млн рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил от 500 млн рублей до 5 млрд рублей;
  • 5 млн рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил более 5 млрд рублей.
  • 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным ЛС является поставка следующих:

Экспертиза

  • Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
  • Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с 44-ФЗ

Требования к участникам закупки лекарственных средств

  1. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
  2. непроведение ликвидации/банкротство и открытие конкурсного производства;
  3. неприостановление деятельности на дату подачи заявки на участие в закупке;
  4. отсутствие у участника закупки недоимки (и ее не обжалование) по обязательным платежам в бюджеты (за исключением…) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов по данным бухотчетности за последний отчетный период;
  5. отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юрлица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
  6. обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

Заказчик не вправе проверять соответствие участника лицензионным требованиям (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015 N 13АП-18547/2015 по делу N А26-1266/2015)

  • Если участник представил действующую лицензию, отвечающую положениям документации, заказчик не может признать заявку не соответствующей Закону N 44-ФЗ.
  • УФАС сделало ошибочный вывод о неправомерности допуска участника, чей уставный капитал был меньше суммы, которая предусмотрена лицензионными требованиями для организаций, оказывающих закупаемые услуги.
  • Суд решение контролирующего органа отменил и указал следующее. Заказчик не уполномочен проверять соответствие участников лицензионным требованиям.
  • Поскольку участник представил действующую лицензию, допуск к закупке правомерен.

    Копия регудостоверения прирванивается к информации о регудостоверении Письмо ФАС России от 23.10.2014 N АД/43043/14

  • Заказчик при закупках медицинских изделий вправе требовать наличия в заявке участника копии регистрационного удостоверения или информации о таком удостоверении.
  • Отклонение заявки, в которой имеется информация о реквизитах регистрационного удостоверения, наименовании медицинского изделия, производителе, может привести к ограничению количества участников закупок.
  • Заказчик может самостоятельно проверить информацию о регистрационном удостоверении в государственном реестре, размещенном на официальном сайте Росздравнадзора.
  • При закупке лекарственных средств заказчик должен установить требование о наличии у участников закупки лицензии на фармацевтическую деятельность, в частности, с формулировкой "оптовая торговля лекарственными средствами".

Конфликт интересов: родственные связи (п.9 ч.1 ст.31)

  • Руководитель заказчика
  • Руководитель КС
  • Член комиссии
  • Руководитель
  • Член коллегиального исполнительного органа
  • Выгодоприобретатель (10%)
  • Декларация участника о соответствии требованию.

При выявлении:

  • Комиссия вправе отклонить заявку за несоответствие (ч. 8,9 ст.31)
  • Заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. ст.95)

Дополнительные требования

Правительство РФ вправе устанавливать для конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

  1. финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  2. на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  3. опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  4. необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок - устанавливается Правительством РФ.

В этом случае заказчик обязан эти требования устанавливать .

При закупке ЛП из перечня ЖНВЛП отстранение или отказ от заключения контракта:

  1. предельная отпускная цена ЛП не зарегистрирована
  2. цена ЛП если участник:

Отклоняются заявки, если хотя бы один ЛП (МНН или химическое или группировочное наименование) не из ЕАЭС, если подано не менее 2 заявок которые:

  • соответствуют требованиям извещения и документации;
  • содержат предложения о поставке ЛП из ЕАЭС;
  • не содержат предложений о поставке ЛП одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц (ст. 9 135-ФЗ, при сопоставлении заявок (окончательных предложений).
  • Страна происхождение - сертификат о происхождении (СТ-1)
  • Приказ ТПП РФ от 21.12.2015 N93 "О Положении о порядке выдачи сертификатов о происхождении…”
  • Приказ ТПП РФ от 21.12.2015 N94 “О Порядке заполнения актов экспертизы по определению страны происхождения …”
  • В контракте - не допускается замена ЛП или страны его происхождения

Если заявка не отклоняется применяются преференции по Приказу-155

Действие ПП 1289 распространяется только на случаи закупок по одному МНН или при отсутствии - химическим или группировочным наименованиям в рамках одного контракта.

Соответственно - не распространяется на закупки ЛП с различными МНН (при отсутствии - химическим или группировочным наименованиям).

По вопросу применения положений ПП РФ от 30.11.2015

Информационное письмо территориальным органам ФАС России от 19.02.2016 №ИА/10439/16

Не применяется, если:

  • на территориях членов ЕАЭС осуществляются исключительно первичная упаковка и вторичная (потребительская) упаковка или вторичная (потребительская) упаковка лекарственных препаратов с обеспечением выпускающего контроля их качества, - до 31 декабря 2016 г. включительно.
  • размещения на ООС извещений об осуществлении закупок ЛП или направления приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом, осуществленных до вступления в силу ПП1289.
  • осуществления закупок ЛП заказчиками (ч.1 ст. 75) на территории иностранного государства для обеспечения своей деятельности на этой территории.

Обзор арбитражной и административной практики

Мнения ФОИВ

ОСТАТОЧНЫЙ СРОК ГОДНОСТИ

Письмо ФАС от 26.08.2014 N АК/34487/14

  • Заказчик вправе устанавливать требования к гарантийному сроку (ч. 4 ст. 33 44-ФЗ)
  • Показатели остаточного срока годности лекарственных средств в процентах ставит хозяйствующие субъекты в неравные условия, что может повлечь ограничение количества участников закупки и конкуренции.
  • ФАС России считает, что остаточный срок годности лекарственных препаратов, указанный в документации, должен быть определен
  • периодом (например, в годах, месяцах, днях) либо
  • конкретной датой, до которой такие препараты сохраняют свою пригодность.

Цена риска:

Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков… если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки - штраф в размере 1% от НМЦК, не менее 10, но не более 50 тыс. руб.

Контрафакт

Определение ВС РФ от 02.09.2015 N 309-КГ15-9572 по делу N А76-17760/2014

  • Установление в проекте контракта условия о том, что исполнитель должен предоставить документы, подтверждающие введение товара в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем товарного знака, не противоречит законодательству.
  • Данное условие касается способа и порядка исполнения контракта и не рассматривается как требование к участникам закупки.

ПРИМЕР. ТЕМПЕРАТУРА ХРАНЕНИЯ

  • Оборот лекарственных средств на территории РФ регулируется ФЗ от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
  • Правила хранения ЛС установлены статьей 58 61-ФЗ.
  • В соответствии с пунктом 3 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 №706н, в помещениях для хранения ЛС должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение ЛС в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей ЛС.
  • Следовательно, температура хранения не является собственно характеристикой товара, а относится к требованиям для помещений по хранению лекарственных препаратов для медицинского применения.
  • Таким образом, установленное требование к температурному режиму хранения лекарственного препарата, не отвечает требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 44-ФЗ.

ОБ УПАКОВКЕ, ДОЗИРОВКЕ И ЛЕКАРСТВЕННОЙ ФОРМЕ (МНН - «Эпоэтин бета») Письмо ФАС от 10.06.15 №АК/29024/15

  • МНН лекарственного препарата является его функциональной характеристикой и определяет потребность заказчика.
  • Указание МНН или при его отсутствии химического либо группировочного наименования ЛП, лекарственной формы и дозировки (с указанием возможности поставки эквивалента) - обязательное и достаточное условие идентификации ЛП (кроме закупаемых по торговым наименованиям).
  • Если вводится не лиофилизат (порошок), а раствор - различия лекарственных форм не отражаются на терапевтическом воздействии и способе введение в организм.
  • Лекарственные препараты отличающиеся лекарственными формами при прочих равных - взаимозаменяемы.
  • Закупка вместе с устройством введения (первичная упаковка «шприц») - допустимо предложение ампулы со шприцем соответствующего объема.

ЗАКАЗЧИК ВПРАВЕ ЗАКУПИТЬ ЛЕКАРСТВА У АПТЕКИ

Письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 N Д28и-339

  • Определение "предельная отпускная цена лекарственного препарата", используемое в Законе N 44-ФЗ, употреблено в значении, соответствующем терминологии Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
  • Препараты из перечня ЖНВЛП можно закупать у аптечной организации.
  • Их цена должна включать розничную надбавку.
  • Контракт заключается по нормам Закона N 44-ФЗ о закупке у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб.

Изменять цену контракта с разноименной продукцией нельзя

  • Согласно части 18 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта заказчик, по согласованию с участником закупки, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и НМЦК, если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе.
  • При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.
  • Таким образом, заказчик не вправе увеличить цену контракта в соответствии с частью 18 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, если контрактом предусмотрена закупка разноименных товаров, работ, услуг.
  • Проверка соответствия требованиям при запросе котировок Письмо МЭР от 31.12.2014 N Д28и-2918
  • Котировочная комиссия не вправе возлагать на участников обязанность подтверждать свое соответствие единым требованиям, установленным в документации на основании ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.
  • Если в составе заявки отсутствует такое подтверждение, котировочная комиссия вправе осуществить проверку соответствия названным требованиям любыми доступными способами (например, путем использования общедоступных баз данных органов власти, реестров).
  • Заказчик вправе отстранить участника от участия в закупке в любой момент до заключения контракта, если будет выявлено его несоответствие в том числе единым требованиям или установлено, что была представлена недостоверная информация в отношении соответствия участника указанным требованиям (ч. 9 ст. 31 44-ФЗ).
  • Заказчик обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, если выявлено, что контрагент не соответствует установленным в извещении требованиям, или представил недостоверную информацию о своем соответствии (ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).

Отклонить заявку за несоответствие данным сайта производителя - неправомерно

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 N 15АП-21134/2014 по делу N А53-15719/2014 (оставлено в силе вышестоящим судом).

Позиция суда: Заказчик обязан проверить сведения, представленные в заявке, на соответствие требованиям, которые установлены в документации.

Возможность использовать какие-либо сайты для такой проверки Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ не предусмотрена.

Кроме того, информация, размещенная на сайте производителя или продавца, может быть неактуальна на момент ее рассмотрения заказчиком. Сведения о товарах, указанные на этом сайте, могут быть изменены без предварительного уведомления покупателей.

Суд также учел, что характеристики товара, предлагаемого к поставке, являются улучшенными по сравнению с характеристиками, установленными заказчиком в документации.

Ежемесячное оказание услуг не обязывает заказчика производить ежемесячную оплату

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 по делу N А12-22068/2014.

Заказчик вправе предусмотреть в документации и проекте контракта условие о единовременной оплате услуг длящегося характера.

  • Заказчик: включил в аукционную документацию и проект контракта условие о единовременной оплате услуг, оказываемых ежемесячно.
  • ФАС: жалоба необоснованная
  • Суд: заказчик правомерно установил условие о единовременной оплате. Такое условие не противоречит нормам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и соответствует положениям ст. 190 ГК РФ.

Если в удостоверении на товар и документации указаны разные названия, заявка не отклоняется

Постановление АС Уральского округа от 13.11.2015 по делу N А76-29222/2014

  • УФАС: заказчик, который из-за разных названий товара в регистрационном удостоверении (РУ) и документации отклонил заявку участника, действовал незаконно.
  • Документацией и 44-ФЗ не предусмотрено, что наименование товара в заявке должно быть идентичным наименованию товара в РУ.
  • Предложенный товар обладал теми же свойствами, что и товар, необходимый заказчику, соответствующие документы на него были представлены.

Практика ухода от ограничений

  • Смена организационно-правовой формы
    БУ -> АУ (перевод закупок на 223-ФЗ)
  • Посредник
    Поставщики -> «универсальный дилер» (ГУП, МУП) - (ед. поставщик) --> Заказчики
  • Товар -> услуга
    Аренда, лизинг

МАНИПУЛЯЦИЯ. «Улучшенные характеристики»

(ч. 7 ст. 95 44-ФЗ)

«Замена на улучшенные технические и функциональные характеристики» торгового наименования ЛП на другое, более дешевое (в рамках одного МНН) Заказчик не обязан корректировать значение цены заключенного контракта (не должно быть удорожания).

Проект Приказа Минздрава России "Об утверждении типовых условий контрактов на поставку лекарственных препаратов"

  • преамбула;
  • предмет контракта (данный раздел должен содержать описание предмета контракта в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, место, условия и порядок поставки товаров и т.п.);
  • цена контракта (цена контракта и валюта платежа устанавливается в российских рублях);
  • экспертиза качества товара (выборочная экспертиза качества товара может проводиться по требованию и за счет Заказчика);
  • права и обязанности сторон контракта;
  • требования к упаковке и маркировке товара;
  • требования к поставке товара и документации;
  • описание порядка приемки товара;
  • гарантии;
  • порядок расчетов;
  • обеспечение исполнения контракта;
  • ответственность сторон;
  • срок действия контракта, порядок его изменения и расторжения;
  • исключительные права;
  • обстоятельства непреодолимой силы;
  • уведомления;
  • банковское сопровождение контракта;
  • дополнительные условия и заключительные положения;
  • реквизиты и подписи сторон.

Закупка лекарственных средств в рамках закона о контрактной системе является одной из самых проблемных. Мало того, что порядок описания объекта закупки и условия проведения процедуры, выделен в отдельный пункт статьи закона (п. 6 ч. 1 ст. 33 ), так и процедуры по данному объекту являются одними из самых конкурентных на «государственном рынке». Предлагаем рассмотреть основные характерные черты.

Сводные закупки лекарственных средств

Еще в далёком 2013 году Правительственным постановлением были зафиксированы особенности, которые закрепляют, что, в случае, если заказчик осуществляет закупку по сводному лоту, то есть в нём закреплены лекарственные средства с различными ММН, группировочными, химическими или торговыми наименованиями, то ему запрещено проводить процедуру, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный допустимый размер, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 17.10.2013 N 929.

Какие правила следует соблюдать?

Так, например, в случае, если объем денежных средств направленных на закупку лекарственных средств за год, предшествующий году осуществления закупки составил менее 500 млн. рублей, то заказчик не вправе объединять в 1 лот лекарственные средства с различными МНН, химическими, группировочными и торговыми наименованиями, при условии что начальная цена контракта будет превышать 1 млн. рублей.

При годовом объеме закупок лекарственных средств за предшествующий год свыше 500 млн. рублей, но не более 5 млрд. рублей предельное значение начальной цены контракта будет составлять 2,5 млн. рублей, а если этот объем будет составлять более 5 млрд. рублей, то и размер начальной (максимальной) цены контракта вырастет до 5 млн. рублей.

Помимо этого, установлена предельная начальная максимальная цена лота в 1 тыс. рублей при закупках обычных лекарственных средств наряду с наркотическими, психотропными, радиофармацевтическими и лекарственными средствами, не имеющих аналогов в дозировке и форме выпуска.
Таким образом, в случае если цена лота не превышает указанные размеры, то заказчик вправе проводить процедуры со сводными наименованиями.

Как же закупать лекарственные средства по торговым наименованиям?

В настоящее время данная проблема не является актуальной, так как таких средств встречается не так много, но всё же у заказчиков возникают сложности при закупке лекарственных средств, не имеющих ни международных непатентованных, ни химических, ни группировочных наименований. Законодатель предусмотрительно ввел такую возможность, но не довёл процедуру закрепления нормы до конца.

В итоге, законом о закупках государственными и муниципальными заказчиками такая возможность предусмотрена, утверждены, Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1086, правила составления перечня таких лекарственных средств, но указанный перечень так и не был составлен Министерством здравоохранения за более чем 3 года.

Кроме того, существует и форма заявки на включение в указанный перечень, которая, как предполагалось, должна отправляться производителем средства. А воз и ныне там…

Как же быть заказчику?

Ввиду этого, при закупке лекарственного средства имеющего только торговое наименование, заказчику приходится оставлять пустой строку наименование в ЕИС и в документации о закупке, и выходить из данной ситуации расписывая максимально подробно химический состав, дозировку, форму выпуска, чем, возможно ограничивать участников планирующих участие.

Таков печальный итог

Ввиду указанных особенностей закупок лекарственных средств у заказчиков возникает необходимость «дробить» сводные лоты на более мелкие, для того что бы не идти на нарушение законодательства.

Но нередко между заказчиками и участниками вопреки нормам закона случается сговор, влекущий нарушение закона и наложение штрафов, вплоть до уголовного преследования. Также нередки нарушения порядка закупки лекарственных средств и в связи с финансово-хозяйственной деятельностью учреждения.

В отличие от случаев закупки других товаров, работ и услуг законодатель всегда уделяет повышенное внимание закупке лекарственных препаратов, устанавливая для них особые требования и условия. В первую очередь это касается порядка составления технического задания и формирования лотов.

В соответствии с ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок лекарственных препаратов (далее – ЛП), включенных в ЖНВЛП, отстранение участника закупки или отказ от заключения контракта с победителем осуществляется в любой момент, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:

1) предельная отпускная цена ЛП, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;

2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых ЛП превышает их предельную отпускную цену, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.

При применении нормы ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ у заказчиков и поставщиков, как правило, возникают следующие вопросы:

1. Что такое предельная отпускная цена?
2. Что такое цена закупаемых лекарственных препаратов?
3. Учитываются ли для целей применения п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ региональные предельные размеры оптовых надбавок и налог на добавленную стоимость?

Цена лекарственного препарата, предлагаемого участником закупки, складывается из фактической отпускной цены (цены, по которой производитель продал лекарственный препарат дистрибьютору) и региональной оптовой надбавки.

Важно! Получается, что фактически происходит сравнение цен, сформированных по разному принципу: предельной отпускной цены, в которой не учитываются надбавки, и цены лекарственного препарата участника закупки, в которой надбавки могут быть учтены.

Данная проблема некорректного сравнения цен на лекарственные препараты при применении п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ была отражена в Предложениях по развитию конкуренции в сфере здравоохранения на 2015– 2016 гг., размещенных на официальном сайте ФАС России 10.09.20142.

По мнению ФАС России, в ст. 31 Закона № 44-ФЗ требуется внести поправки, предусматривающие право применения дистрибьюторами (организациями оптовой торговли лекарственными препаратами) оптовых надбавок при участии в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как именно данные поправки отразятся в положении п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ пока неизвестно, но планируется, что они будут внесены уже в 2015 г.

В настоящее время, до внесения соответствующих поправок, региональные оптовые надбавки могут учитываться в цене лекарственного препарата, если в итоге эта цена не будет превышать предельную отпускную цену, зарегистрированную производителем.

При этом в любом случае для применения п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчику необходимо сравнить цену лекарственного препарата, предлагаемую участником закупки (с учетом надбавок, но без учета НДС), с предельной отпускной ценой производителя, которая не включает в себя ни надбавки, ни НДС.

Если цена лекарственного препарата (фактически отпускная цена + региональная оптовая надбавка) не превышает предельную отпускную цену, то п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ не подлежит применению.

Участник закупки в этом случае не должен отказываться от региональной оптовой надбавки, а заказчик не имеет права требовать уменьшения цены контракта на размер региональной оптовой надбавки.

Если цена лекарственного препарата (фактически отпускная цена + региональная оптовая надбавка) превысит предельную отпускную цену, то поставщик должен снизить цену как минимум до размера предельной отпускной цены, например, отказавшись от надбавки или истребовав от производителя скидку.

В противном случае заказчик обязан отказаться заключать контракт с таким поставщиком. Рассмотрим следующую ситуацию. НМЦК составляет 200 000 руб. Согласно техническому заданию закупается:

1) МНН № 1, количество – 10 упаковок.
2) МНН № 2, количество – 5 упаковок.

Победитель аукциона снизил НМЦК на 30%, следовательно, цена контракта, предложенная победителем, составила 139 700 руб. (см. условную спецификацию № 1).

Для принятия решения о необходимости применения п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчику необходимо:

1. По сведениям из Государственного реестра предельных отпускных цен (ГРЛС) (http://grls.rosminzdrav.ru/) определить предельную отпускную цену ЛП № 1 и ЛП № 2. Предположим, что предельная отпускная цена ЛП № 1 = 7000 руб.; ЛП № 2 = 9500 руб.
2. По сведениям из спецификации определить цену ЛП № 1 и ЛП № 2. В приводимой условной спецификации № 1 – соответственно 8000 и 9400 руб.
3. Сравнить предельную отпускную цену и цену ЛП, предлагаемую участником в спецификации без НДС (!). Очевидно, что цена ЛП № 1 (8000 руб.) превышает предельную отпускную цену (7000 руб.), следовательно, заказчику необходимо применить п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
Цена ЛП № 2 (9400 руб.) не превышает предельную отпускную цену (9500 руб.), следовательно, п. 2 ч. 10 ст. 31 в отношении данного препарата не применяется.
4. Указать участнику закупки, с которым заключается контракт, о необходимости:
снижения цены лекарственного препарата № 1 до размера, не превышающего предельную отпускную цену;
пропорционального снижения цены контракта.

В приводимом примере цена лекарственного препарата № 1 должна быть не более 7000 руб. Соответственно цена контракта должна составлять не более 128 700 руб., поэтому спецификация участника закупки с учетом применения п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ должна выглядеть следующим образом (см. условную спецификацию № 2).

Важно! Если поставщик откажется снижать цену контракта, то заказчик обязан отказаться заключать с таким поставщиком контракт


В случае отказа заказчика от заключения контракта заказчик не позднее одного рабочего дня составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком победителю (ч. 11 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Важно! При этом сведения о таком участнике закупки не должны направляться в реестр недобросовестных поставщиков.

Кроме того, у заказчика не имеется оснований удерживать обеспечение заявки. Обеспечение заявки удерживается только в случае уклонения участника от заключения контракта, а не в случае отказа от заключения контракта (Закон № 44-ФЗ четко разделяет эти понятия).

Фактически у участника закупки отсутствуют негативные последствия за неснижение цены контракта, кроме, конечно, риска потери самого контракта.

Дополнительно поставщики (дистрибьюторы) лекарственных препаратов, а также заказчики должны учитывать общие положения ценообразования на лекарственные препараты, предусмотренные Законом № 61-ФЗ и принятыми в его развитие актами Правительства РФ.

Так, согласно п. 6 Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей …, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 8651 (далее – Правила), реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли осуществляется с оформлением протокола согласования цен поставки ЖНВЛП по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2009 № 6542.

Согласно п. 7 Правил формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.

Предположим, что в приведенном выше примере дистрибьютор купил у производителя лекарственные препараты № 1 и № 2 с 30-процентной скидкой от предельной отпускной цены, а именно:

Лекарственный препарат № 1 по цене 4900 руб. (фактическая отпускная цена);
лекарственный препарат № 2 по цене 6650 руб. (фактическая отпускная цена).

Предположим, что размер оптовой надбавки в регионе составляет 15%.

Учитывая положения п. 7 Правил дистрибьютор вправе продать заказчику лекарственный препарат № 1 по цене не более 5635 руб. (фактическая отпускная цена + надбавка, не включая НДС), лекарственный препарат № 2 – по цене не более 7647 руб. 50 копеек (фактическая отпускная цена + надбавка, не включая НДС).

В итоге цена контракта в приводимом примере должна быть еще ниже, а спецификация участника закупки с учетом применения п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ и п. 7 Правил должна выглядеть следующим образом (см. условную спецификацию участника закупки № 3).

Для дистрибьютора в части ценообразования параллельно и независимо друг от друга действуют два нормативных документа: Федеральный закон об обращении лекарственных средств и Федеральный закон о контрактной системе. Требования этих законодательных актов должны соблюдаться в совокупности.

В противном случае, если контракт будет заключен по цене согласно «условной спецификации № 1», и заказчик, и дистрибьютор (каждый в своей части) нарушают Закон № 44-ФЗ (п. 2 ч. 10 ст. 31) и п. 7 Правил.

Если контракт будет заключен по цене согласно «условной спецификации № 2», нарушений Закона № 44-ФЗ нет, но со стороны дистрибьютора есть нарушение п. 7 Правил.

И лишь при заключении контракта по цене согласно «условной спецификации № 3» нет никаких нарушений в части ценообразования ни со стороны заказчика, ни со стороны дистрибьютора.

Проверить соблюдение дистрибьютором п. 7 Правил заказчик может, затребовав от дистрибьютора протокол согласования цен, упомянутый в п. 6 Правил.

Затребовать такой протокол можно лишь на этапе исполнения контракта.

Если изначально контракт был заключен по цене согласно «условной спецификации № 2», а согласно протоколу согласования цены расценки на лекарственные препараты должны быть меньше, то заказчик с дистрибьютором могут заключить дополнительное соглашение к контракту об уменьшении цены контракта без изменения иных условий его исполнения (пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!