Информационный женский портал

Физикальные методы обследования больного. Физикальные методы исследования больного. Осмотр и анализ внешней дермы и слизистых

Глава 2.0. Физическая реабилитация при атеросклерозе, ишемической болезни сердца и инфаркте миокарда.

2.1 Атеросклероз.

Атеросклероз – хронический патологический процесс , вызывающий изменение стенок артерий в результате отложения липидов, последующего образования фиброзной ткани и формирование бляшек, сужающих просвет сосудов.

Атеросклероз не считают самостоятельным заболеванием, так как клинически он проявляется общими и местными нарушениями кровообращения, часть которых является самостоятельными нозологическими формами (заболеваниями). При атеросклерозе происходит отложение холестерина и триглицеридов в стенках артерий. В плазме крови они связаны с белками и называются липопротеинами. Существуют липопротеины высокой плотности (ЛПВП) и низкой плотности (ЛПНП). Как правило, ЛПВП не способствует развитию атеросклероза и связанных с ним заболеваний. И напротив, существует прямая зависимость между содержанием в крови ЛПНП и развитием таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца и другие.

Этиология и патогенез. Заболевание развивается медленно, вначале бессимптомно, проходит несколько стадий, при которых происходит постепенное сужение просвета сосудов.

К причинам, приводящим к атеросклерозу относятся:


  • неправильное питание, содержащее избыток жиров и углеводов и недостаток витамина С;

  • психоэмоциональное напряжение;

  • такие заболевания, как диабет, ожирение, снижение функции щитовидной железы;

  • нарушение нервной регуляции сосудов, связанное с инфекционными и аллергическими заболеваниями;

  • гиподинамия;

  • курение и др.
Это так называемые факторы риска, способствующие развитию заболевания.

При атеросклерозе нарушается кровообращение различных органов в зависимости от локализации процесса. При поражении венечных (коронарных) артерий сердца появляются боли в области сердца и нарушается функция сердца (более подробно смотри об этом в разделе «Ишемическая болезнь сердца»). При атеросклерозе аорты возникают боли за грудиной. Атеросклероз сосудов головного мозга вызывает снижение работоспособности, головные боли, тяжесть в голове, головокружения, ухудшение памяти, ослабление слуха. Атеросклероз почечных артерий приводит к склеротическим изменениям в почках и к повышению артериального давления. При поражении артерий нижних конечностей возникают боли в ногах при ходьбе (более подробно об этом смотри в разделе об облитерирующем эндартериите).

Склерозированные сосуды с пониженной эластичностью легче подвергаются разрыву (особенно при повышении артериального давления вследствие гипертонической болезни) и дают кровоизлияние. Потеря гладкости внутренней оболочки артерии и изъязвление бляшек в сочетании с нарушениями свертываемости крови может стать причиной образования тромба, который делает сосуд непроходимым. Поэтому атеросклероз может сопровождаться рядом осложнений: инфаркт миокарда, кровоизлияние в мозг, гангрена нижних конечностей и др.

Тяжелые осложнения и поражения, вызванные атеросклерозом, с трудом поддаются лечению. Поэтому желательно приступать к лечению как можно раньше при начальных проявлениях заболевания. Тем более, что атеросклероз обычно развивается постепенно и может длительное время протекать почти бессимптомно, не вызывая ухудшения работоспособности и самочувствия.

Лечебное действие физических упражнение, в первую очередь, проявляется в их положительном влиянии на обмен веществ. Занятия лечебной физкультурой стимулируют деятельность нервной и эндокринной систем, регулирующих все виды обмена веществ. Исследования, проведенные на животных, убедительно доказывают, что систематические занятия физическими упражнениями оказывают нормализующее действие на содержание липидов в крови. Многочисленные наблюдения за больными атеросклерозом и людьми пожилого возраста также свидетельствуют о благоприятном действии различной мышечной деятельности. Так, при повышении холестерина в крови курс лечебной физкультуры понижает его часто до нормальных величин. Применение физических упражнений, оказывающих специальное лечебное действие, например, улучшающее периферическое кровообращение, способствует восстановлению моторно-висцеральных связей, нарушенных вследствие заболевания. В результате, ответные реакции сердечно-сосудистой системы становятся адекватными , уменьшается количество извращенных реакций. Специальные физические упражнения улучшают кровообращение той области или органа, питание которых нарушено вследствие поражения сосудов. Систематические занятия развивают коллатеральное (окольное) кровообращение. Под воздействием физических нагрузок нормализуется избыточный вес.

При начальных признаках атеросклероза и наличии факторов риска для профилактики дальнейшего развития заболевания необходимо устранить те из них, на которые возможно воздействовать. Поэтому эффективны занятия физическими упражнениями, диета со снижением продуктов, богатых жиром (холестерином) и углеводами, отказ от курения.

Основными задачами лечебной физкультуры являются: активизация обмена веществ, улучшение нервной и эндокринной регуляции обменных процессов, повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и других систем организма.

Методика ЛФК включает большинство физических упражнений: длительные прогулки, гимнастические упражнения, плавание, ходьба на лыжах, бег, гребля, спортивные игры. Особенно полезны физические упражнения, которые выполняются в аэробном режиме, когда потребность работающих мышц в кислороде полностью удовлетворяется.

Физические нагрузки дозируются в зависимости от функционального состояния больного. Обычно, они вначале соответствуют физическим нагрузкам, применяемым для больных, отнесенных к I функциональному классу (смотри ишемическую болезнь сердца). Затем занятия следует продолжать в группе «Здоровья»,в фитнесцентре, в клубе любителей бега или самостоятельно. Такие занятия проводятся 3-4 раза в неделю по 1-2 часа. Они должны продолжаться постоянно, так как атеросклероз протекает как хроническое заболевание, а физические упражнения предупреждают его дальнейшее развитие.

При выраженном проявлении атеросклероза, в занятия лечебной гимнасткой включаются упражнения для всех мышечных групп. Упражнения общетонизирующего характера чередуются с упражнениями для мелких мышечных групп и дыхательных. При недостаточности кровообращения головного мозга ограничиваются движения, связанные с резкой переменой положения головы (быстрые наклоны и повороты туловища и головы).

2.2. Ишемическая болезнь сердца (ИБС).

Ишемическая болезнь сердца острое или хроническое поражение сердечной мышцы вследствие недостаточности кровообращения миокарда из-за патологических процессов в венечных артериях. Клинические формы ИБС: атеросклеротический кардиосклероз, стенокардия и инфаркт миокарда.

ИБС среди заболеваний сердечно-сосудистой системы имеет наибольшее распространение, сопровождается большой потерей трудоспособности и высокой смертностью.

Возникновению этого заболевания способствуют факторы риска (смотри раздел «Атеросклероз»). Особенно неблагоприятно наличие одновременно нескольких факторов риска. Например, малоподвижный образ жизни и курение увеличивают возможность заболевания в 2-3 раза. Атеросклеротические изменения венечных артерий сердца ухудшают приток крови, что является причиной разрастания соединительной ткани и снижения количества мышечной, так как последняя очень чувствительна к недостатку питания. Частичное замещение мышечной ткани сердца на соединительную в виде рубцов называется кардиосклерозом. Атеросклероз венечных артерий, атеросклеротический кардиосклероз снижают сократительную функцию сердца, вызывают быстрое утомление при физической работе, одышку, сердцебиение. Появляются боли за грудиной и в левой половине грудной клетки. Работоспособность понижается.

Стенокардия клиническая форма ишемической болезни, при которой возникают приступы внезапной боли в груди, обусловленные острой недостаточностью кровообращения сердечной мышцы.

В большинстве случаев стенокардия является следствием атеросклероза венечных артерий. Боли локализуются за грудиной или слева от нее, распространяются в левую руку , левую лопатку, шею и бывают сжимающего, давящего или жгучего характера.

Различают стенокардию напряжения , когда приступы болей возникают при физической нагрузке (ходьба, подъем по лестнице, перенос тяжестей), и стенокардия покоя , при которой приступ возникает без связи с физическими усилиями, например, во время сна.

По течению бывает несколько вариантов (форм) стенокардии: редкие приступы стенокардии, стабильная стенокардия (приступы в одних и тех же условиях), нестабильная стенокардия (учащение приступов, которые возникают при меньших, чем раньше напряжениях), прединфарктное состояние (приступы возрастают по частоте, интенсивности и длительности, появляется стенокардия покоя).

При лечении стенокардии важное значение имеет регламентация двигательного режима: необходимо избегать физических нагрузок, приводящих к приступу, при нестабильной и прединфарктной стенокардии режим ограничивают вплоть до постельного.

Диета должна быть с ограничением объема и калорийности пищи. Необходимы медикаменты, улучшающие венечное кровообращение и устраняющие эмоциональное напряжение.

Задачи ЛФК при стенокардии : стимулировать нейрогуморальные регуляторные механизмы для восстановления нормальных сосудистых реакций при мышечной работе и улучшить функцию сердечно-сосудистой системы, активизировать обмен веществ (борьба с атеросклеротическими процессами), улучшить эмоционально-психическое состояние, обеспечить адаптацию к физическим нагрузкам.

В условиях стационарного лечения при нестабильной стенокардии и прединфарктном состоянии к занятиям лечебной гимнастики приступают после прекращению сильных приступов на постельном режиме, при других вариантах стенокардии на палатном режиме. Проводится постепенное расширение двигательной активности и прохождение всех последующих режимов.

Методика ЛФК та же, что при инфаркте миокарда. Перевод с режима на режим осуществляется в более ранние сроки. Новые исходные положения (сидя, стоя) включаются в занятия сразу же, без предварительной осторожной адаптации. Ходьба на палатном режиме начинается с 30-50 м и доводится до 200-300м, на свободном режиме расстояние ходьбы увеличивается до 1-1,5 км. Темп ходьбы медленный с перерывами для отдыха.

На санаторном или поликлиническом этапе восстановительного лечения двигательный режим назначается в зависимости от функционального класса, к которому относят больного. Поэтому целесообразно рассмотреть методику определения функционального класса на основе оценки толерантности больных к физической нагрузке.

Определение толерантности к физической нагрузке (ТФН) и функционального класса больного ИБС.

Исследование проводится на велоэргометре в положении сидя под электрокардиографическим контролем. Больной выполняет 3-х–5-ти минутные ступенчатоповышающие физические нагрузки, начиная со 150 кгм/мин: II ступень – 300 кгм/мин, III ступень – 450 кгм/мин и т.д. – до определения предельной, переносимой больным, нагрузки.

При определении ТФН используются клинические и электрокардиографические критерии прекращения нагрузки.

К клиническим критериям относятся: достижение субмаксимальной (75-80%) возрастной ЧСС, приступ стенокардии, снижение АД на 20-30% или отсутствие его повышения при возрастании нагрузки, значительное повышение АД (230 130 мм рт. ст), приступ удушья, выраженная одышка, резкая слабость, отказ больного от дальнейшего проведения пробы.

К электрокардиографическим критериям относятся: снижение или подъем сегмента ST электрокардиограммы на 1 мм и более, частые электрасистолы и другие нарушения возбудимости миокарда (пароксизмальная тахикардия, мерцательная аритмия), нарушение атриовентрикулярной или внутрижелудочковой проводимости, резкое снижение величин зубца R. Пробу прекращают при появлении хотя бы одного из выше перечисленных признаков.

Прекращение пробы в самом ее начале (1-я – 2-я минута первой ступени нагрузки) свидетельствует о крайне низком функциональном резерве коронарного кровообращения, оно свойственно больным IV функционального класса (150 кгм/мин или меньше). Прекращение пробы в пределах 300-450 Г кгм/мин, также говорит о невысоких резервах венечного кровообращения – III функциональный класс. Появление критериев прекращения пробы в пределах 600 кгм/мин – II функциональный класс, 750 кгм/мин и больше – I функциональный класс.

Кроме ТФН в определении функционального класса имеют значение и клинические данные.

К I функциональному классу относят больных с редкими приступами стенокардии, возникающих при чрезмерных физических нагрузках с хорошо компенсированным состоянием кровообращения и выше указанной ТФН.

Ко второму функциональному классу относятся больные с редкими приступами стенокардии напряжения (например при подъеме в гору, по лестнице), с одышкой при быстрой ходьбе и ТФН 600.

К III функциональному классу относятся больные с частыми приступами стенокардии напряжения, возникающими при обычных нагрузках (ходьба по ровному месту), недостаточностью кровообращения I и II А степени, нарушениями сердечного ритма, ТФН – 300-450 кгм/мин.

К IV функциональному классу относятся больные с частыми приступами стенокардии покоя или напряжения, с недостаточностью кровообращения II Б степени, ТФН – 150 кгм/мин и менее.

Больные IV функционального класса не подлежат реабилитации в санатории или поликлинике, им показано лечение и реабилитация в больнице.

Методика ЛФК больных ИБС на санаторном этапе.

Больные I функционального класса занимаются по программе тренирующего режима. В занятиях лечебной физкультурой, кроме упражнений умеренной интенсивности, допускаются 2-3 кратковременные нагрузки большой интенсивности. Тренировка в дозированной ходьбе начинается с прохождения 5 км, дистанция постепенно увеличивается и доводится до 8-10 км, при скорости ходьбы 4-5 км/час. Во время ходьбы выполняются ускорения , участки маршрута могут иметь подъем 10-15. После того, как больные хорошо осваивают дистанцию в 10 км, они могут приступать к тренировке бегом трусцой в чередовании с ходьбой. При наличии бассейна проводятся занятия в бассейне, длительность их постепенно увеличивается с 30 мин до 45-60 мин. Используются также подвижные и спортивные игры – волейбол, настольный теннис и др.

ЧСС при занятиях может достигать 140 ударов в минуту.

Больные II функционального класса занимаются по программе щадяще-тренирующего режима. В занятиях лечебной физкультуры используются нагрузки умеренной интенсивности, хотя допускаются кратковременные физические нагрузки большой интенсивности.

Дозированная ходьба начинается с дистанции в 3 км и постепенно доводится до 5-6 км. Скорость ходьбы вначале 3 км/час, затем 4 км/час. Часть маршрута может иметь подъем 5-10.

При занятиях в бассейне постепенно увеличивается время нахождения в воде, продолжительность всего занятия доводится до 30-45 мин.

Прогулки на лыжах осуществляются в медленном темпе.

Максимальные сдвиги ЧСС – до 130 ударов в минуту.

Больные III функционального класса занимаются по программе щадящего режима санатория. Тренировка в дозированной ходьбе начинается с дистанции 500 м и ежедневно увеличивается на 200-500 м и постепенно доводится до 3 км, со скоростью 2-3 км/час.

При плавании используется способ брасс. Производится обучение правильному дыханию с удлинением выдоха в воду. Продолжительность занятия 30 мин. При любых формах занятия используются только малоинтенсивные физические нагрузки.

Максимальные сдвиги ЧСС во время занятий до 110 уд/мин.

Следует отметить, что средства и методики занятия физическими упражнениями в санаториях могут значительно отличаться в связи с особенностями условий, оснащенностью, подготовленностью методистов.

Многие санатории имеют в настоящее время различные тренажеры, прежде всего велоэргометры, тредбаны, на которых очень легко точно дозировать нагрузки с электрокардиографическим контролем. Наличие водоема и лодок позволяет успешно использовать дозированную греблю. В зимнее время при наличии лыж и лыжных ботинок прекрасным средством реабилитации является ходьба на лыжах, строго дозированная.

До недавнего времени больным ИБС IV класса лечебная физкультура практически не назначалась, так как считалось, что она может вызвать осложнения. Однако успехи лекарственной терапии и реабилитации больных ИБС позволили разработать специальную методику для этого тяжелого контингента больных.

Лечебная физическая культура для больных ИБС IV функционального класса.

Задачи реабилитации больных ИБС IV функционального класса сводятся к следующему:


  1. добиться полного самообслуживания больных;

  2. приспособить больных к бытовым нагрузкам малой и умеренной интенсивности (мытье посуды, приготовление пищи, ходьба по ровной местности, перенос небольших грузов, подъем на один этаж);

  3. уменьшить прием лекарств;

  4. улучшить психическое состояние.
Занятия физическими упражнениями должны проводиться только в условиях кардиологического стационара. Точная индивидуальная дозировка нагрузок должна осуществляться с помощью велоэргометра с электрокардиографическим контролем.

Методика занятий сводится к следующему. Вначале определяется индивидуальная ТФН. Обычно у больных IV функционального класса она не превышает 200 кгм/мин. Устанавливают 50% уровень нагрузки, т.е. в данном случае – 100 кгм/мин. Эта нагрузка и является тренирующей, длительность работы вначале 3 мин. Она проводится под контролем инструктора 5 раз в неделю.

При стабильно адекватной реакции на эту нагрузку, она удлиняется на 2-3 мин и доводится за более или менее длительный срок до 30 мин за одно занятие.

Через 4 недели проводится повторное определение ТФН. При ее повышении определяется новый 50% уровень. Продолжительность тренировок до 8 недель. Перед тренировкой на велотренажере или после нее больной занимается лечебной гимнастикой в и.п. сидя. В занятие включаются упражнения для мелких и средних групп мышц с количеством повторений 10-12 и 4-6 раз соответственно. Общее количество упражнений – 13-14.

Занятия на велотренажере прекращаются при возникновении одного из признаков ухудшения коронарного кровообращения, о которых говорилось выше.

Для закрепления достигнутого эффекта стационарных занятий больным рекомендуется домашняя тренировка в доступной форме.

У лиц, прекративших тренировки дома уже через 1-2 месяца наблюдается ухудшение состояния.

На поликлиническом этапе реабилитации программа занятий больных с ИБС имеет весьма сходный характер с программой амбулаторных занятий больных после инфаркта миокарда, но с более смелым наращиванием объема и интенсивности нагрузок.

2.3 Инфаркт миокарда.

(Инфаркт миокарда ИМ) представляет собой ишемический некроз сердечной мышцы, обусловленный коронарной недостаточностью. В большинстве случаев ведущей этиологической причиной инфаркта миокарда является коронарный атеросклероз.

Наряду с главными факторами острой недостаточности коронарного кровообращения (тромбозом, спазмом, сужением просвета, атеросклеротическим изменением коронарных артерий) большую роль в развитии инфаркта миокарда играют недостаточность коллатерального кровообращения в венечных артериях, длительная гипоксия, избыток катехоламинов, недостаток ионов калия и избыток натрия, обуславливающие длительную ишемию клеток.

Инфаркт миокарда – заболевание полиэтиологическое. В его возникновении несомненную роль играют факторы риска: гиподинамия, чрезмерное питание и увеличенный вес, стрессы и др.

Размер и локализация инфаркта миокарда зависят от калибра и типографии закупоренной или суженной артерии.

Различают:

а) обширный инфаркт миокарда – крупноочаговый, захватывающий стенку, перегородку, верхушку сердца;

б) мелкоочаговый инфаркт , поражающий части стенки;

в) микроинфаркт , при котором очаги инфаркта видны только под микроскопом.

При интрамуральном ИМ некроз поражает внутреннюю часть мышечной стенки, а при трансмуральном - всю толщину его стенки. Некротические мышечные массы подвергаются рассасыванию и замещению грануляционной соединительной тканью, которая постепенно превращается в рубцовую. Рассасывание некротических масс и образование рубцовой ткани длится 1,5-3 месяца.

Заболевание обычно начинается с появления интенсивных болей за гру­диной и в области сердца; боли продолжаются часами, а иногда 1-3 дня, зати­хают медленно и переходят в длительную тупую боль. Они носят сжимающий, давящий, раздирающий характер и иногда бывают настолько интенсивными , что вызывают шок, сопровождающийся падением артериального давления, рез­кой бледностью лица, холодным потом и потерей сознания. Вслед за болью в течение получаса (максимум 1-2 часов) развивается острая сердечно-сосудистая недостаточность. На 2-3-й день отмечается повышение температуры, развива­ется нейтрофильный лейкоцитоз, увеличивается скорость оседания эритроци­тов (СОЭ). Уже в первые часы развития инфаркта миокарда появляются харак­терные изменения электрокардиограммы, позволяющие уточнить диагноз и ло­кализацию инфаркта.

Медикаментозное лечение в этот период направлено, прежде всего, про­тив болей, на борьбу с сердечно-сосудистой недостаточностью, а также на пре­дупреждение повторных коронарных тромбозов (применяются антикоагулянты - средства, уменьшающие свертываемость крови).

Ранняя двигательная активизация больных способствует развитию кол­латерального кровообращения, оказывает благоприятное влияние на фи­зическое и психическое состояние больных, укорачивает период госпитализа­ции и не увеличивает риска смертельного исхода.

Лечение и реабилитация больных ИМ осуществляется по трем этапам: стационарному (больничному), санаторному (или реабилитационный кардиологический центр) и поликлиническому.

2.3.1 Лечебная физкультура при ИМ на стационарном этапе реабилитации.

Физические упражнения на этом этапе имеют большое значение не толь­ко для восстановления физических возможностей больных ИМ, но и в значительной степени важны как средство психологического воздей­ствия, вселяющего в больного веру в выздоровление и способность вернуться к труду и в общество.

Поэтому чем раньше, но с учетом индивидуальных особенностей забо­левания, будут начаты занятия лечебной гимнастикой, тем лучше будет общий эффект.

Физическая реабилитация на стационарном этапе направлена на дости­жении такого уровня физической активности больного, при котором он мог бы обслужить себя, подняться на один этаж по лестнице и совершать прогулки до 2-3-х км в 2-3 приема в течение дня без существенных отрицательных реакций.

Задачи ЛФК на первом этапе направлены на:

Профилактику осложнений, связанных с постельным режимом (тромбоэмболия, застойная пневмония, атония кишечника и др.)

Улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы (в пер­вую очередь, тренировка периферического кровообращения при щадящей на­грузке на миокард);

Создание положительных эмоций и оказание тонизирующего воздей­ствия на организм;

Тренировку ортостатической устойчивости и восстановление простых двигательных навыков.

На стационарном этапе реабилитации в зависимости от тяжести течения заболевания всех больных инфарктом подразделяют на 4 класса. В основу этого деления больных положены различные виды сочетаний, таких основных показа­телей особенностей течения заболевания, как обширность и глубина ИМ, наличие и характер осложнений, выраженность коронарной недостаточности (см. табл.2.1)

Таблица 2.1.

Классы тяжести больных инфарктом миокарда.

Активизация двигательной активности и характер ЛФК зависят от класса тяжести заболевания.

Программа физической реабилитации больных ИМ в больничную фазу строится с учетом принадлежности больного к одному из 4-х классов тяжести состояния.

Класс тяжести определяют на 2-3 день болезни после ликвидации болевого синдрома и таких осложнений, как кардиогенный шок, отек легких, тяжелые аритмии.

Эта программа предусматривает назначение больному того или иного характера бытовых нагрузок, методику занятий лечебной гимнастикой и допустимую форму проведения досуга.

В зависимости от тяжести ИМ больничный этап реабилитации проводится в сроки от трех (при мелкоочаговом неосложненном ИМ) до шести (при обширном, трансмуральном ИМ) недель.

Многочисленные исследования показали, что лучшие результаты лечения достигаются , если занятия лечебной гимнастикой начинаются в ранние сроки. Лечебная гимнастика назначается после прекращения болевого приступа и ликвидации тяжелых осложнений (сердечная недостаточность, значительные нарушения сердечного ритма и др.) на 2-4 день болезни, когда больной находится на постельном режиме.

На постельном режиме на первом занятии в положении лежа применяются активные движения в мелких и средних суставах конечностей, статические напряжения мышц ног, упражнения в расслаблении мышц, упражнения с помощью инструктора ЛФК для крупных суставов конечностей, дыхательные упражнения без углубления дыхания, элементы массажа (поглаживания) нижних конечностей и спины при пассивных поворотах больного на правый бок. На втором занятии добавляются активные движения в крупных суставах конечностей. Движения ногами выполняются поочередно, скользящими движениями по постели. Больного обучают экономному, без усилий повороту на правый бок и приподниманию таза. После чего разрешается самостоятельно поворачиваться на правый бок. Все упражнения выполняются в медленном темпе, количество повторений упражнений для мелких мышечных групп 4-6 раз, для крупных мышечных групп – 2-4 раза. Между упражнениями включаются паузы для отдыха. Продолжительность занятий до 10-15 минут.

Через 1-2 дня во время занятий ЛГ проводится присаживание больного со свешенными ногами с помощью инструктора ЛФК или медсестры на 5-10 минут, оно повторяется в течение дня еще 1-2 раза.

Занятия ЛГ поводятся в исходных положениях лежа на спине, на правом боку и сидя. Увеличивается количество упражнений для мелких, средних и больших мышечных групп. Упражнения для ног с приподниманием их над постелью производится поочередно то правой, то левой ногой. Амплитуда движений постепенно увеличивается. Дыхательные упражнения проводятся с углублением и удлинением выдоха. Темп упражнений медленный и средний. Продолжительность занятия 15-17 минут.

Критериями адекватности физических нагрузок является учащение пульса вначале на 10-12уд/мин., а затем до 15-20 уд/мин. Если пульс учащается больше, то нужно делать паузу для отдыха, выполнять статические дыхательные упражнения. Допустимо повышение систолического давления на 20-40 мм р.ст., а диастолического на – 10мм р.ст.

Через 3-4 дня после ИМ при 1-м и 2-м классе тяжести ИМ и 5-6 и 7-8 дней при 3-м и 4-м классе тяжести больного переводят на палатный режим.

Задачи этого режима: предупреждение последствий гиподинамии, щадящая тренировка кардиореспираторной стенки, подготовка больного к ходьбе по коридору и бытовым нагрузкам, подъему по лестнице.

ЛГ проводится в исходных положениях лежа, сидя и стоя, увеличивается количество упражнений для туловища и ног и уменьшается для мелких мышечных групп. Дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении мышц применяются для отдыха после трудных упражнений. В конце основной части занятия осуществляется освоение ходьбы. В первый день подымают больного со страховкой и ограничиваются его адаптацией к вертикальному положению. Со второго дня разрешают ходить по 5-10 метров, затем каждый день увеличивают расстояние ходьбы на 5-10 метров. В первой части занятий применяют исходные положения лежа и сидя, во второй части занятия – сидя и стоя, в третьей части занятия – сидя. Продолжительность занятия 15-20 минут.

Когда больной освоит ходьбу на 20-30 метров, начинают применять специальное занятие дозированной ходьбой. Дозировка ходьбы небольшая, но ежедневно увеличивается на 5-10 метров и доводится до 50 метров.

Кроме этого, больные делают УГГ, включая в нее отдельные упражнения из комплекса ЛГ. 30-50 % времени больные проводят сидя и стоя.

Через 6-10 дней после ИМ при 1-м классе тяжести ИМ, 8-13 дней – при 2-м классе, 9-15 дней – при 3-м классе и индивидуально при 4-м классе больные переводятся на свободный режим.

Задачи ЛФК на этом двигательном режиме следующие: подготовка больного к полному самообслуживанию и выходу на прогулку на улицу, к дозированной ходьбе в тренирующем режиме.

Применяются следующие формы ЛФК: УГГ, ЛГ, дозированная ходьба, тренировка подъема по лестнице.

В занятиях лечебной гимнастики и утренней гигиенической гимнастики применяются активные физические упражнения для всех мышечных групп. Включаются упражнения с легкими предметами (гимнастической палкой, булавами, мячом), которые более сложны по координации движений. Так же, как и на предыдущем режиме используются дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении мышц. Увеличивается число упражнений, выполняемых в положении стоя. Продолжительность занятия 20-25 минут.

Дозированная ходьба, вначале по коридору, начинается с 50 метров, темп 50-60 шагов в минуту. Расстояние ходьбы ежедневно увеличивается так, чтобы больной мог проходить по коридору 150-200 метров. Затем осуществляется выход больного для прогулки на улицу. К концу пребывания в больнице он должен проходить за день 2-3 км в 2-3 приема. Темп ходьбы постепенно увеличивается, сначала 70-80 шагов в 1 мин, а затем 90-100 шагов в минуту.

Тренировка подъема по лестнице осуществляется очень осторожно. В первый раз совершается подъем на 5-6 ступеней с отдыхом на каждой. Во время отдыха производится вдох , во время подъема – выдох. На втором занятии во время выдоха больной проходит 2 ступеньки, во время вдоха – отдыхает. На последующих занятиях переходят на обычную ходьбу по лестнице с отдыхом после прохождения марша лестницы. К концу режима больной осваивает подъем на один этаж.

Адекватность физической нагрузки возможностям больного контролируется реакцией ЧСС. На постельном режиме учащение пульса не должно превышать 10-12 уд/мин, а на палатном и свободном ЧСС не должно превышать 100 уд/мин.

2.3.2 Лечебная физкультура при ИМ на санаторном этапе реабилитации.

Задачами ЛФК на этом этапе являются: восстановление физической работоспособности больных, психологическая реадаптация больных, подготовка больных к самостоятельной жизни и производственной деятельности.

Занятия лечебной физкультурой начинаются со щадящего режима, который во многом повторяет программу свободного режима в больнице и длится 1-2 дня, если больной выполнил ее в стационаре. В случае, когда больной не выполнил в больнице эту программу или прошло после выписки из стационара много времени, этот режим длится 5-7 дней.

Формы ЛФК на щадящем режиме: УГГ, ЛГ, тренировочная ходьба, прогулки, тренировки в подъеме по лестнице. Методика ЛГ мало отличается от методики, применяемой на свободном режиме больницы. В занятиях постепенно увеличивается количество упражнений и число их повторений. Длительность занятий ЛГ возрастает от 20 до 40 минут. В занятие ЛГ включается простая и усложненная ходьба (на носках с высоким подъемом коленей), различные метания. Тренировочная ходьба проводится по специально оборудованному маршруту, начиная с 500 м с отдыхом (3-5 мин) в середине, темп ходьбы 70-90 шагов в минуту. Дистанция ходьбы ежедневно увеличивается на 100-200 м и доводится до 1 км.

Прогулки начинаются с 2 км и доводятся до 4 км в очень спокойном, доступном темпе шагов. Ежедневно проводятся тренировки в подъеме по лестнице, и осваивается подъем на 2 этажа.

При освоении этой программы больной переводится на щадяще-тренирующий режим. Формы ЛФК расширяются за счет включения игр, удлинения тренировочной ходьбы до 2 км в день и увеличения темпа до 100-110 шаг/мин. Прогулочная ходьба составляет в день 4-6 км и темп ее увеличивается с 60-70 до 80-90 шаг/мин. Подъем по лестнице на 2-3 этажа.

В занятиях ЛГ используются разнообразные упражнения без предметов и с предметами, а также упражнения на гимнастических снарядах и кратковременный бег.

На тренировочный режим ЛФК переводятся больные только I и II класса тяжести ИМ. На этом режиме в занятиях ЛГ увеличивается трудность выполнения упражнений (использование отягощений, упражнений с сопротивлением и др.), количество повторений упражнений и продолжительность всего занятия увеличивается до 35-45 мин. Тренирующий эффект достигается за счет выполнения длительной работы умеренной интенсивности. Тренировочная ходьба 2-3 км с темпом 110-120 шаг/мин, прогулочная ходьба 7-10 км в день, подъем по лестнице 4-5 этажей.

Программа занятий ЛФК в санатории во многом зависит от его условий и оборудования. Сейчас многие санатории хорошо оснащены тренажерами: велоэргометрами, тредбанами, различными силовыми тренажерами, позволяющие следить за ЧСС (ЭКГ, АД) в процессе выполнения физических нагрузок. Кроме этого, зимой есть возможность использовать ходьбу на лыжах, а летом – греблю.

Следует только ориентироваться на допустимые сдвиги ЧСС: на щадящем режиме пик ЧСС – 100-110 уд/мин; продолжительность 2-3 мин. на щадяще-тренирующем пик ЧСС – 110-110 уд/мин, продолжительность пики до 3-6 мин. 4-6 раз в день; на тренировочном режиме пик ЧСС – 110-120 уд/мин, продолжительность пика – 3-6 мин 4-6 раз в день.

2.3.3 Лечебная физкультура при ИМ на поликлиническом этапе.

Больные, перенесшие ИМ, на поликлиническом этапе представляют собой лиц, страдающих хронической ИБС с постинфарктным кардиосклерозом. Задачи ЛФК на этом этапе следующие:

Восстановление функции сердечно-сосудистой системы путем включения механизмов компенсации кардиального и экстракардиального ха­рактера;

Повышение толерантности к физическим нагрузкам;

Вторичная профилактика ИБС;

Восстановление трудоспособности и возврат к профессиональному труду, сохранение восстановленной трудоспособности;

Возможность частичного или полного отказа от медикаментов;

Улучшение качества жизни больного.

На поликлиническом этапе реабилитация рядом авторов подразделяется на 3 периода: щадящий, щадяще-тренировочный и тренировочный. Некоторые добавляют четвертый - поддерживающий.

Наилучшей формой является длительные тренировочные нагрузки. Они противопоказаны только при: аневризме левого желудочка, частых приступах стенокардии малых усилий и покоя, серьезных нарушениях сердечного ритма (мерцательная аритмия, частая политопная или групповая экстрасистолия, па-роксизмальная тахикардия, артериальная гипертензия со стабильно повышен­ным диастолическим давлением (выше 110 мм рт. ст), наклонности к тромбоэмболическим осложнениям.

При инфаркте миокарда к длительным физическим нагрузкам разрешает­ся приступать через 3-4 месяца после ИМ.

По функциональным возможностям, определяемым с помощью велоэргометрии, спироэргометрии или клиническим данным, больные относятся к 1-П функциональным классам - «сильная группа», или к III функциональному классу - «слабая» группа. Если занятия (групповые, индивидуальные) проводятся под наблюдением инструктора ЛФК, медицинского персонала , то они называются контролируемыми или частично контролируемыми, проводимыми в домашних условиях по индивидуальному плану.

Хорошие результаты физической реабилитации после инфаркта миокар­да на поликлиническом этапе дает методика, разработанная Л.Ф. Николаевой, ДА. Ароновым и Н.А. Белой. Курс длительных контролируемых тренировок подразделяется на 2 периода: подготовительный, длительностью 2-2,5 месяца и основной, длительностью 9-10 месяцев. Последний подразделяется на 3 подпериода.

В подготовительном периоде занятия проводятся групповым методом в зале 3 раза в неделю по 30-60 мин. Оптимальное число больных в группе 12-15 человек. В процессе занятий методист должен осуществлять контроль за со­стоянием занимающихся: по внешним признакам утомления, по субъективным ощущениям, ЧСС, частоте дыхания и др.

При положительных реакциях на нагрузки подготовительного периода больных переводят в основной период, длительностью 9-10 месяцев. Он состо­ит из 3-х этапов.

Первый этап основного периода длится 2-2,5 месяца. В занятия на этом этапе включаются:

1. Упражнения в тренирующем режиме с числом повторений отдельных упражнений 6-8 раз, выполняемых в среднем темпе.

2. Усложненную ходьбу (на носках, пятках, на внутренней и внешней стороне стопы по 15-20 с).

3. Дозированную ходьбу в среднем темпе в вводной и заключительной частях занятия; в быстром темпе (120 шагов в мин), дважды в основной части (4мин).

4. Дозированный бег в темпе 120-130 шагов в мин. (1 мин.) или услож­ненную ходьбу («лыжный шаг», ходьба с высоким подъемом коленей в течении 1 мин).

5. Тренировка на велоэргометре с дозированием физической нагрузки по времени (5-10 мин.) и мощности (75% от индивидуальной пороговой мощно­сти). При отсутствии велоэргометра можно назначить восхождение на сту­пеньку той же продолжительности.

6. Элементы спортивных игр.

ЧСС во время нагрузок может составлять 55-60% от пороговой у боль­ных III функционального класса («слабая группа») и 65-70% - у больных I функционального класса («сильная группа»). При этом «пик» ЧСС может дос­тигать 135 уд./мин., с колебаниями от 120 до 155 уд./мин,

Во время занятий ЧСС типа «плато» может достигать 100-105 в мин в «слабой» и 105-110 - в «сильной» подгруппах. Продолжительность нагрузки на этом пульсе - 7-10 мин.

На втором этапе длительностью 5 месяцев программа тренировок услож­няется, увеличивается тяжесть и продолжительность нагрузок. Применяется до­зированный бег в медленном и среднем темпе (до 3 мин), работа на велоэрго­метре (до 10 мин) с мощностью до 90% от индивидуального порогового уров­ня, игра в волейбол через сетку (8-12 мин) с запрещением прыжков и одноми­нутным отдыхом через каждые 4 мин.

ЧСС при нагрузках типа «плато» достигает 75% от порогового в «слабой» группе и 85% - в «сильной». «Пик» ЧСС достигает 130-140 уд/мин.

Уменьшается роль ЛГ и увеличивается значение циклических упражне­ний и игр.

На третьем этапе продолжительностью 3 месяца происходит интенсифи­кация нагрузок не столько за счет увеличения «пиковых» нагрузок, сколько вследствие удлинения физических нагрузок типа «плато» (до 15-20 мин). ЧСС на пике нагрузки достигает 135 уд/мин в «слабой» и 145 - в «сильной подгруп­пах; прирост пульса при этом составляет более 90% по отношению к ЧСС по­коя и 95-100% по отношению к пороговой ЧСС.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте представление об атеросклерозе и факторах его
вызывающих.

2. Заболевания и осложнения при атероксклерозе.

3. Механизмы лечебного действия физических упражнений при
атеросклерозе.

4. Методика занятий физическими упражнениями при
начальных стадиях развития атеросклероза.

5. Дайте определение ИБС и факторах, ее вызывающих.
Назовите ее клинические формы.

6. Что такое стенокардия и ее виды, варианты течения
стенокардии?

7. Задачи и методики ЛФК при стенокардии на стационарном и
поликлиническом этапах?

8. Определение толерантности к физической нагрузке и
функционального класса больного. Характеристика функциональных
классов?

9. Физическая реабилитация больных ИБС IV функционального
класса?

10. Понятие об инфаркте миокарда, его этиология и патогенез.

11. Виды и классы тяжести инфарктов миокарда.

12. Охарактеризуйте клиническую картину инфаркта миокарда.

13. Задачи и методики физической реабилитации при ИМ на
стационарном этапе.

14. Задачи и методика физической реабилитации при ИМ на
санаторном этапе.

15. Задачи и методика физической реабилитации при ИМ на
поликлиническом этапе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Физикальное обследование

Физикальное обследование --комплекс медицинских диагностических мероприятий, выполняемых врачом с целью постановки диагноза. Все методы, относящиеся к физикальному обследованию, осуществляются непосредственно врачом с помощью его органов чувств. К ним относится:

§ Пальпация

§ Перкуссия

§ Аускультация

Данные методы требуют минимального оснащения врача оборудованием, и могут быть использованы в любых условиях. В настоящее время с помощью данных методик проводится первичное обследование больного и, основываясь на полученных результатах, выставляется предварительный диагноз, который впоследствии подтверждается или опровергается с помощью лабораторных и инструментальных обследований.

Если в начале XX века физикальные методы обследования были единственной возможностью врачу получить данные о состоянии больного, то к концу XX века ситуация изменилась, практически все данные физикального обследования можно получить с помощью инструментальных методов.

В настоящее время, в связи с этой тенденцией, постепенно утрачиваются навыки физикального обследования, особенно остро это выражено в странах с хорошей оснащенностью высокотехнологичным медицинским оборудованием. Однако, даже в этих странах физикальное обследование не утратило своей значимости как базовый метод, позволяющий определиться с предполагаемым заболеванием. Опытный клиницист, используя только физикальные методы исследования и сбор анамнеза, во многих случаях может выставить правильный диагноз. В случае невозможности постановки диагноза лишь на основании данных физикального обследования, проводится углубленная диагностика и дифференциальная диагностика с привлечением лабораторных и инструментальных методов исследования

Физикальные методы подчас дают больше сведений, чем инструментальные. Симптомы заболевания, выявляемые с помощью клинического метода, являются тем первичным фактическим материалом, на основании которого строится диагноз.

При клиническом Обследовании больного, как замечают И. Н. Осипов, П. В. Копнин (1962), шире всего используется зрение, с помощью которого осуществляется осмотр. Зрительные раздражения имеют очень низкий порог, ввиду чего даже очень малое раздражение уже способно вызвать зрительные восприятия, которые вследствие незначительного разностного порога, дают возможность человеческому глазу различать нарастание или уменьшение светового раздражения на весьма небольшую величину. Перкуссия и аускультация основаны на слуховых восприятиях, пальпация и частично непосредственная перкуссия -- на осязании, которое дает возможность определить также влажность и температуру кожи. Некоторое значение в диагностике может иметь и обоняние, а врачи древности на вкус даже обнаруживали присутствие сахара в моче при диабете. Большинство симптомов, выявляемых с помощью зрения, как-то цвет кожи, телосложение, грубые изменения скелета, высыпания на коже и слизистых, выражение лица, блеск глаз и многие другие относятся к категории достоверных признаков.

Общий осмотр:

Оценка общего состояния больного

Положение в постели

Состояние сознания

Выражение лица

Возраст (по внешнему виду)

Телосложение (конституция)

Антропометрические данные: рост, вес, ИМТ кг/м2

Термометрия.

Кожные покровы и видимые слизистые

Волосистые покровы

Состояние ногтей

Состояние питания: подкожная жировая клетчатка

Регионарные лимфатические узлы

Мышечная система

Костная система

Суставы

Размер и консистенция щитовидной железы

Оценка некоторых неврологических симптомов

Пальпация (от лат. palpatio «ощупывание») -- метод медицинского обследования больного. Как способ изучения свойств пульса, пальпация упоминается ещё в трудах Гиппократа. В качестве метода исследования внутренних органов, пальпация получила широкое распространение в Европе лишь cо второй половины XIX века после работ Р.Лаэннека, И.Шкоды, В.П.Образцова и др

Пальпация основана на осязательном ощущении, возникающем при движении и давлении пальцев или ладони ощупывающей руки. С помощью пальпации определяют свойства тканей и органов: их положение, величину, форму, консистенцию, подвижность, топографические соотношения, а также болезненность исследуемого органа.

Различают поверхностную и глубокую пальпацию. Поверхностную пальпацию проводят одной или обеими ладонями, положенными плашмя на исследуемую область кожи, суставов, сердца и т. п. Сосуды (их наполнение, состояние стенки) ощупывают кончиками пальцев в месте их прохождения. Глубокую пальпацию осуществляют специальными приёмами, различными при исследовании желудка, кишечника (скользящая пальпация, по Образцову), печени, селезёнки и почек, прямой кишки, влагалища и др.

Аускультация (лат. auscultatio ) -- метод физикальной диагностики в медицине, ветеринарии, экспериментальной биологии, заключающийся в выслушивании звуков, образующихся в процессе функционирования органов. Метод аускультации был открыт Рене Лаэннек еще в 1816 году

Аускультация бывает прямая -- прикладывание уха к прослушиваемому органу, и непрямая -- с помощью специальных приборов (стетоскоп, фонендоскоп)

Виды: физикальный обследование диагностика

Выделяют:

обзорную аускультацию , при которой происходит ознакомление со звуковой картиной работы органов у данного больного в общих чертах. При обзорной аускультации врач, осуществляющий исследование, последовательно перемещает головки прибора симметрично вдоль топографических линий и/или анатомических ориентиров тела исследуемого, выявляя наличие патологических изменений в звуковой картине. Ставится задача обнаружить само наличие патологических изменений, подробное ознакомление с каждым из них на этом этапе нецелесообразно, т.к. расходует лишнее время. -Сравнительную аускультацию , позволяющую более точно ознакомиться со звуковой картиной, имеющейся над конкретными образованиями и выявить самые незначительные изменения звука благодаря синхронности восприятия; -топическую аускультацию , осуществляющую уточнение границ патологических очагов и анатомических образований; - стереоаускультацию , позволяющую слышать полноценную развёрнутую звуковую картину происходящего в исследуемом органе или в полости:- динамическую аускультацию , которая позволяет исследовать динамические процессы в органах - прохождение волн перистальтики в ЖКТ, пульсовых волн в сосудах, работу сердца. - активную аускультацию , при которой исследователь активно механически воздействует на исследуемые органы - прижимает артерии, стимулирует перистальтику кишечника.

Перкуссия заключается в постукивании отдельных участков тела и анализе звуковых явлений, возникающих при этом. По характеру свойств звука врач определяет топографию внутренних органов, физическое состояние и отчасти их функцию.

Перкуссию как самостоятельный метод изобрел австрийский врач Леопольд Ауенбруггер

Различают непосредственную и посредственную перкуссию. Непосредственная производится нанесением удара по грудной стенке, а посредственная состоит в том, что перкуторный удар наносится по плессиметру.

Конкретное практическое значение имеет разделение перкуссии на глубокую и поверхностную . Глубина перкуссии определяется силой перкуторного удара. Чем сильнее перкуторный удар, тем более глубоко энергия колебания проникает в изучаемый орган. Таким образом, глубокая перкуссия -- это громкая , а поверхностная -- тихая . С помощью глубокой перкуссии можно диагностировать физического состояния органа в глубоких отделах.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности диагностики бронхиальной астмы. Основные жалобы больного при поступлении. Сопутствующие заболевания и осложнения. Анализ общего состояния. План обследования для уточнения диагноза. Данные лабораторных и инструментальных методов обследования.

    история болезни , добавлен 15.09.2015

    Схема истории болезни: результаты обследования и обоснование диагноза. Постановка предварительного, дифференциального и обоснованного диагноза, заключительного эпикриза. Проведение субъективного, физического и параклинического обследования больного.

    презентация , добавлен 06.02.2014

    Особенности диагностики гипертонической болезни. Жалобы больного на момент поступления. История заболевания и жизни больного. Функциональное состояние организма. Данные объективного обследования. Обоснование клинического диагноза, план лечения больного.

    история болезни , добавлен 23.05.2014

    Анамнез жизни и жалобы больного при поступлении. Обследование общего состояния пациента. Данные лабораторных и дополнительных методов исследования. Постановка основного диагноза: острый парапроктит. Выбор методов лечения, обоснование проведения операции.

    история болезни , добавлен 26.09.2012

    Схема проведения обследования больных в клинике ортопедической стоматологии. Трудности при ортопедическом лечении больных. Получение представления о физическом и психическом состоянии больного и особенностях его челюстно-лицевой системы при обследовании.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    История аускультации - метода исследования внутренних органов, основанного на выслушивании звуковых явлений, связанных с их деятельностью. Приборы для ее проведения. Аускультация сердца, легких, живота. Основные правила данного диагностического метода.

    презентация , добавлен 27.04.2014

    Выявление злокачественных опухолей на раннем этапе их развития. Деление процесса развития опухоли на 3 этапа. Физикальное и дополнительные методы обследования больного. Синдром малых признаков. Осмотр и обследование полости рта. Метастазирование в кости.

    реферат , добавлен 01.03.2009

    Диагностика туберкулеза органов дыхания по протоколу: жалобы, анамнез, физикальное обследование. Основные задачи лабораторной диагностики заболевания. Техника проведения пробы Манту. Схема выявления микобактерий классическими микробиологическими методами.

    презентация , добавлен 09.05.2017

    Предварительный диагноз на основании общего состояния и жалоб больного. План обследования, перечень лабораторных анализов, установление клинического диагноза. Диагностика дистопии почек, основные методы лечения, диета. Прогноз для жизни больного.

    история болезни , добавлен 26.02.2013

    Жалобы больного при поступлении, анамнез его жизни и заболевания. Данные объективного исследования общего состояния больного. Данные лабораторных и инструментальных методов обследования. Окончательный клинический диагноз: острый инфаркт миокарда.

    удовлетворительное;

    средней тяжести (отклонение от нормы, но нет угрозы для жизни);

    тяжелое (имеется непосредственная угроза для жизни).

    Сознание:

  • спутанное;

    отсутствует (кома - бессознательное состояние, отсутствие реакции на внешний раздражители).

Степени угнетения сознания:

    Поведение:

    адекватное;

    неадекватное.

    Настроение (эмоциональное состояние):

    спокойное;

    печальное;

    замкнутое;

    сердитый.

    Положение:

    активное (сам встает, сам обслуживает себя);

    пассивное (без помощи не может изменить положение);

    вынужденное (принимает для облегчения своего состояния), например:

    прижав колени к животу (перитонит);

    положение легавой собаки (менингит);

    дышать в вертикальном положении (ортопноэ);

    положение на больном боку (при воспалении плевры);

    положение молящегося мусульманина (при скоплении жидкости в области перикарда).

    Рост

    Температура

    Конституция - определяется по эпигастральному углу; это определенная организация строения человеческого организма, проявляется внешним обликом и характером внутренних органов, а главное - ЦНС, функциональными свойствами. От конституции зависит характер той или иной реакции организма в ответ на внешние воздействия среды, а,следовательно - течение заболевания.

    Телосложение:

    правильное;

    неправильное (непропорциональное, деформация).

    Походка:

    неизмененная;

    спастическая (при поражении ЦНС - как робот);

    атактическая (при поражении периферической нервной системы);

    утиная походка.

    Состояние кожи и слизистых оболочек:

    цвет, окраска (гиперемия - краснота, бледность, иктеричность - желтушность, цианоз – синюшность;

    цианоз может быть: акроцианоз, диффузный – распространенный);

    тургор - это степень эластичности;

    влажность: неизмененная, сухая, влажная;

    дефекты: ожоги, рубцы, пролежни, высыпания.

    Подкожно-жировая клетчатка:

    в норме 1-3 см у пупка;

    отеки: местные (почечные – утром, на лице; сердечные – вечером – на ногах), общие (водянка, отек всего тела – анасарка), пастозность (отечность), в полостях (гидроцефалия, гидроторакс, асцит), скрытые, при истощении (кахетсические), микседематозный отек (не оставляет ямки).

    Лимфатические узлы:

    величина (увеличены, не увеличены);

    консистенция;

    подвижные или неподвижные;

    Отдельные части тела

Исследование по системам:

    Костно-мышечная система:

    деформация скелета;

    деформация суставов;

    атрофия мышц;

    мышечная сила.

    Дыхательная система:

    характер дыхания;

    характер одышки:

    экспираторная;

    инспираторная;

    смешанная;

    наличие и характер мокроты;

    Сердечно-сосудистая система:

    Пульс (от 60 до 80 ударов в минуту);

    АД на обеих руках 110-140/60-90 мм.рт.ст.;

    наличие отеков.

  • глотание (нормальное, затрудненное);

    съемные зубные протезы (да, нет).

    Осмотр полости рта:

    язык (обложен, не обложен, налет);

    зев (чистый, красный, зернистость);

    наличие кариозных зубов.

2) Рвота, характер рвотных масс.

3) Живот:

    участие в дыхании;

  • симметричность;

    увеличен в объеме особенности кожи живота.

4) Пальпация живота (болезненность, напряжение).

5) Пальпация печени и определение степени увеличения.

6) Стул (оформлен, запор, понос, недержание, примеси).

    Мочевыделительная система:

    мочеиспускание (свободное, затрудненное, болезненное, учащенное);

    цвет мочи;

    прозрачность.

    Нервная система:

    психическое состояние.

    Половая система:

    половые органы (наружный осмотр, характер оволосения);

    молочные железы (размеры, асимметрия, деформация).

ПАЛЬПАЦИЯ

Пальпация (от лат. palpatio - ощупывание).

    Метод исследования основанный на осязании, ощущении при ощупываниями пальцами.

    Правило – руки д. б. тёплыми, чистыми, с короткими ногтями, движения д. б.

мягкими и осторожными – проводят одной рукой или двумя руками (бимануально).

    Она м. б. поверхностная – ладонь лежит плашмя и глубокая – проводится

пальцами.

их расположение и патологические процессы.

ПЕРКУССИЯ

Перкуссия (от лат. percussio, буквально - на­несение ударов, здесь - постукивание), высту­кивание, - один из основных методов физии, исследования внутренних органов больного, заключающийся в постукивании по поверхности тела.

    Она м. б. громкая (с нормальной силой перкуторного звука) и тихая (для определения границ и размеров органа).

    Перкуторный звук зависит от количества воздуха в органах, эластичности,

напряжения.

Правила перкуссии:

    Больной раздет по пояс.

    Помещение д. б. тёплым, руки тёплыми.

    Третий палец левой руки плотно прижат к телу, соседние пальцы расставлены в стороны и также плотно прижаты.

    Третий палец правой руки согнут под углом 90.

    Сгибание только в лучезапястном суставе.

    Удары наносят перпендикулярно в область 2 фаланги 3 пальца левой руки.

    Удары д.б. короткие и отрывистые, одинаковой силы.

Перкуссия м.б. :

    топографическая – с целью определения границ органа – идут от ясного звука к тупому; палец расположен параллельно искомой границе; границу тупости определяют по наружному краю пальца;

    сравнительная – перкутируются симметричные участки тела.

Перкуторные звуки:

    Ясный, лёгочный звук - в норме под лёгкими или органом, содержащим

газ или воздух. Он м. б. укорочен или притуплён, когда в плевральной

полости жидкость или раке лёгкого, т. е. уменьшение или исчезновение

воздуха на участке лёгких.

    Коробочный – при эмфиземе лёгких.

    Тимпанический – в норме над кишечником и желудком, где газ и вода.

    Тупой в норме над органами без воздуха – печень, селезёнка.

АУСКУЛЬТАЦИЯ

Аускультация (выслушивание) - метод исследования и диагностики, основанный на анализе звуковых явлений (тоны, ритм, шумы, их последовательность и продолжительность), которыми сопровождается работа внутренних органов (аускультация сердца, легких, органов брюшной полости).

Различают два вида аускультации: непосредственную (производится путем прикладывания уха к грудной клетке и др.) ипосредственную (производится при помощи стетоскопа или фонендоскопа).

Правила аускультации:

    тёплое помещение;

    больной раздет по пояс;

    выслушивают стоя, сидя, лёжа в положении, когда удобно больному и врачу;

    в помещении тишина;

    выслушивают вдох, выдох;

    прикладывают фонендоскоп к телу плотно.

Контрольные вопросы

    Назовите основные методы сестринского обследования.

    Как проводится субъективное обследование?

    Назовите основные методы объективного обследования.

Глубокие лимфоузлы (ЛУ) можно прощупать только при их значительном увеличении. При их исследовании необходимо использовать инструментальные методы – рентгенографию, лимфографию, лапаро- или медиастинографию, ультразвуковую эхолокацию.

В грудной клетке главными являются межреберные, грудные, диафрагмальные, передние и задние средостенные, бронхиальные, бронхолегочные, легочные и трахеобронхиальные лимфатические узлы.

В брюшной полости расположены брыжеечные, желудочные (на малой и большой кривизнах желудка), панкреато-селезеночные, печеночные, чревные, околоаортальные, ЛУ.

В тазу локализуются наружные и внутренние подвздошные, крестцовые и люмбальные узлы. Они собирают лимфу из нижних конечностей и органов малого таза, включая, половые.

При увеличении паратрахеальных лимфоузлов могут иметь место застой в верхнем отделе туловища; парез диафрагмального и возрастного нерва (может быть на фоне кашля, затруднения акта глотания, осиплости голоса или афонии, икоты). Об увеличении ЛУ средостения можно косвенно судить при помощи следующих симптомов:

    Кораньи де ла Кампа – притупление над остистым отростком ниже 3-го грудного позвонка у детей грудного возраста и ниже 4-6-го – у детей старшего возраста.

    Д΄Эспина – наличие бронхофонии ниже 2-3-го грудного позвонка, наличие громкого трахеального дыхания у грудных детей над 5-6-м позвонками.

    Чаши Филатова-Философова – притупление на рукоядке грудины и по ее сторонам.

Увеличение ретроперитонеальных ЛУ бывает причиной болей в области спины.

При увеличении абдоминальных ЛУ возможны боли в животе, нарушения мочеотделения, тошнота, явления кишечной непроходимости, отеки ног. Методика пальпации мезентеральных лимфоузлов описана в разделе, посвященном исследованию органов пищеварения.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Костно-суставная система

Общий осмотр

При осмотре ребенка с подозрением на заболевание опорно-двигательного аппарата педиатр обращает внимание на состояние костно-суставной системы в целом, оценивая соответствие роста пациента его возрасту и пропорции тела, а также соотношение различных отделов и частей скелета (например, размеров головы и всего тела, конечностей и туловища, лицевой и мозговой частей черепа). Кроме того, принимаются во внимание особенности статики и моторики ребенка (наличие или отсутствие хромоты, "утиной походки"). Болевые ощущения в пораженном суставе могут приводить к так называемой щадящей хромоте.

После общего осмотра врач переходит к более детальному осмотру отдельных частей тела. При этом определяются размеры и форма черепа, соотношение его лицевого и мозгового отделов. У новорожденного и ребенка первых месяцев жизни значительно более развита мозговая часть по сравнению с лицевой. Причем череп состоит из парных и непарной (затылочной) костей, отделённых друг от друга швами. Последние закрываются к концу периода новорожденности, но полностью зарастают лишь к школьному возрасту. В точках соединения костей черепа имеются роднички: большой - между лобными и теменными костями (нормальный размер его у новорождённого не более 2,5--3 см при измерении между краями костей; закрывается в возрасте 1--1,5 лет), малый -- между теменными и затылочной костями (закрыт к моменту рождения у 75% здоровых детей, у остальных закрывается к концу 3-го месяца), боковые -- по два с каждой стороны (открыты после рождения только у недоношенных детей).

Пальпация головы производится обеими руками. С этой целью большие пальцы устанавливают на лбу, ладони - на височных областях, после чего средним и указательным пальцами обследуют теменные кости, за­тылочную область, швы и роднички, обязательно оценивают состояние швов (расхождение, податливость).

При пальпации последних определяют их величину (расстояние между двумя противоположными сторонами), уровень (выбухание или западение), напряжение (твёрдость, мягкость, эластичность), состояние краев (плотность, податливость, зазубренность).

При пальпации костей черепа можно выявить болезненность, размягчение костей, что особенно хорошо обнаруживается в области чешуи затылочной кости.

Изменения формы черепа могут носить самый различный характер. Подострое течение рахита сопровождается разрастанием остеоидной ткани костей черепа и формированием "олимпийского лба", "квадратной" головы. Открытые боковые, увеличенные большой и малый роднички, податливые или разошедшиеся швы могут свидетельствовать о гидроцефалии. Преждевременное закрытие большого родничка и заращение швов могут быть индивидуальной особенностью, а иногда являются причиной микроцефалии и краниостеноза.

Далее оценивают количество и состояние зубов у ребенка. У здоровых детей зубы начинают прорезываться с 6-7-го месяцев жизни. Причем первыми появляются молочные зубы: по два внутренних нижних и верхних резца, затем по два наружных верхних и нижних резца (к году прорезываются все 8 резцов), в 12--15 месяцев появляются передние малые коренные зубы (премоляры), в 18--20 - клыки, а в 20--24 месяца -- задние премоляры. К 2 годам формируется полный комплект -- 20 молочных зубов. Прорезывание постоянных и смена молочных зубов происходит в следующем порядке: в 5--7 лет появляются большие коренные (моляры), 7--8 -- внутренние, 8--9 -- наружные резцы, 10--11 -- передние, 11--12 -- задние премоляры и вторые моляры, в 19--25 лет -- зубы мудрости (иногда вообще отсутствуют). Нарушение этого порядка чаще всего связано с развитием рахита. У детей с повышенной реактивностью прорезывание зубов иногда сопровождается нарушениями сна, субфебрильной температурой, расстройствами стула.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!