Информационный женский портал

Как увидеть мысли. Неортодоксальные приложения магнитно-резонансной томографии. Что такое функциональная магнитно-резонансная томография (Ф-я МРТ)? Функциональная диагностика мрт можно отнести

Что такое задержка речевого развития у детей и как она выявляется, должен представлять каждый родитель. Чем раньше заболевание будет диагностировано, тем успешнее пойдёт лечение и тем оптимистичнее будут прогнозы на будущее развитие малыша.

ЗРР - сложное заболевание, причины которого зачастую так и остаются невыясненными. Чаще всего оно определяется уже до четырёх лет, представляет собой существенное отставание для данного возраста от речевой нормы.

Такое серьёзное заболевание само не возникает: существуют причины задержки речевого развития, определяемые различными отклонениями. Это могут быть:

  • патологии внутриутробного развития;
  • родовые травмы;
  • повышенное ;
  • в результате генетической предрасположенности;
  • психические расстройства;
  • физические травмы;
  • снижение слуха;
  • заболевания головного мозга;
  • недоразвитость мускулов рта и лица.

Если причины задержки речевого развития остаются невыясненными, это затрудняет курс лечения, так как провоцирующий фактор при этом продолжает работать. Поэтому ребёнку с ЗРР необходимо комплексное обследование. Только так врачи могут поставить чёткий диагноз. Но как выявить заболевание на ранних этапах?

Симптомы ЗРР

Существуют определённые симптомы и признаки задержки речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте. Для этого родителям рекомендуется ознакомиться с возрастными нормативами развития речи:

  • 4 месяца : активная реакция на обращение взрослых - улыбка, плач, агукание;
  • 9–12 месяцев : попытки выговорить простые буквенные сочетания (на-на-на, ба-ба-ба и др.);
  • 12–18 месяцев : реакция на имена родных и слова, которые обозначают окружающие предметы;
  • 1,5–2 года : самостоятельное составление простых словосочетаний и предложений (подлежащее + сказуемое), выполнение простых просьб («дай мячик», «принеси мишку» и др.);
  • 3–4 года : самостоятельное построение мини-предложений, чёткое, без дефектов произношение слов.

При обнаружении отклонений от указанных возрастных норм, это верный признак задержки речевого развития, с которым нужно обязательно обратиться к специалисту - психологу, неврологу, логопеду. Только они могут точно определить, стоит ли беспокоиться, и дадут профессиональные советы по лечению и профилактике заболевания.

Диагностика

Комплексная диагностика задержки речевого развития у детей предполагает самые различные обследования:

  • сурдолог оценивает слух и выявляет его проблемы;
  • проводится возрастное тестирование: тест для выявления уровня психомоторного развития (денверский), по шкале раннего речевого развития, по шкале Бейли (оценка развития новорождённых);
  • беседа с родителями выявляет способы общения ребёнка с ними;
  • определяется моторика мышц лица, если есть затруднения при грудном вскармливании и наблюдается неспособность малыша повторять языком движения;
  • сравнение воспроизведения и понимания речи;
  • выясняется стимуляция речевого развития посредством анализа сведений о домашнем воспитании ребёнка, его окружении, которое должно помогать ему общаться.

Диагностика ЗРР предполагает выяснение причин задержки, а для этого необходимо пройти таких специалистов, как невропатолог, логопед, психиатр, детский психолог. В ряде случаев требуются анализы работы головного мозга - ЭКГ, МРТ, ЭХО-ЭГ и пр.

При своевременном выявлении (до двух лет) лечение задержки речевого развития при совместных усилиях родителей и лечащего врача заканчивается успешно.

  • Лекарственная терапия

При ЗРР нередко назначаются медикаментозные препараты различного действия, которые помогают восстановить речь. Кортексин, нейромультивит, актовегин, лецитин выступают в роли «активного питания» для нейронов мозга. Когитум - препарат, «подхлестывающий» деятельность речевых зон. Лекарства исключают самолечение и назначаются только неврологом или психиатром.

  • Лечебные процедуры

Магнитотерапия и электрорефлексотерапия выборочно восстанавливают работу центров головного мозга, которые отвечают за дикцию, речевую активность, словарный запас, интеллектуальные способности. Однако у электрорефлексотерапии немало противопоказаний: судорожный синдром, эпилепсия, психические расстройства.

  • Альтернативное лечение

Индивидуально для каждого ребёнка могут быть выбраны или .

  • Педагогическая коррекция

Лекарственная помощь оказывается нерезультативной при отсутствии вспомогательного педагогического воздействия. Дефектолог корректирует (исправляет и ослабляет) негативные тенденции развития, предупреждает возникновение вторичных отклонений и трудностей. Он использует для этого наглядные, технические, практические средства реабилитации, регулярно проводит с детьми игровые занятия по индивидуальному плану. Для лечения общей методики нет: помочь может только индивидуальный подход.

  • Логопедический массаж

При задержке речевого развития у детей логопедический массаж - очень эффективная процедура, когда специалист воздействует на определённые точки языка, губ, щёк, рук, мочек ушей. В зависимости от индивидуальных показателей, могут назначить зондовый массаж Новиковой, массаж по Краузе, Дьяковой, Приходько.

  • Упражнения

Дефектолог и родители дома должны выполнять с ребёнком игровые упражнения, направленные на развитие лицевых мышц, подвижности языка, слухового аппарата. Песенки, звукоподражания, сказкотерапия, скороговорки, артикуляционная гимнастика для лица, упражнения для мелкой моторики рук - разработок очень много, ими нужно пользоваться, выбирать по совету специалистов и регулярно заниматься с малышом.

Родители при этом не должны оставаться в стороне и возлагать все надежды только на врачей. С таким ребёнком нужно заниматься не только ежедневно, а ежечасно, что требует немало времени и сил.

Последствия заболевания

Последствия задержки речевого развития могут быть следующими:

  • отставание от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии;
  • увеличение этой разницы с годами;
  • трудности при обучении в школе: нередко встаёт вопрос о переводе ребёнка в коррекционную (вспомогательную) школу.

Гораздо легче предупредить заболевание, чем вылечить его. Поэтому родителям нужно как можно больше общаться с ребёнком уже с внутриутробного развития. Разговаривайте с ним, слушайте его, интересуйтесь его внутренним миром - дети, растущие в любви и заботе, редко испытывают трудности с развитием речи.

С июня 2009 года в Центре лучевой диагностики ЛРЦ работает группа функциональной МРТ (фМРТ) головного мозга. Специалисты группы проводят как научные исследования так и прием пациентов. Группой разработан целый ряд проб для пациентов, которым предстоит пройти нейрохирургическую операцию или программу реабилитации. Пробы позволяют картировать моторные, речевые, перцептивные и управляющие функции.

Результаты, полученные в рамках фундаментальных и прикладных исследований, проводимых группой функциональной МРТ головного мозга, докладывались на:

  • Московском семинаре по когнитивной науке (Москва, 2011, 2014);
  • ежегодном съезде Радиологического сообщества Северной Америки (RSNA, Чикаго, 2011, 2014);
  • Европейской радиологической конференции (ECR, Вена, 2012, 2013, 2014, 2015);
  • конференции «Когнитивная наука в Москве: новые исследования» (Москва, 2011, 2013);
  • II конференции по функциональному нейроимиджингу (Москва, 2012);
  • Конгрессе Российской Ассоциации Радиологов (Москва, 2014);
  • ESLP Conference in Rotterdam (Netherlands, 2014);
  • 2nd International Workshop "Neuro-cognitive mechanisms of conscious and unconscious visual perception" (Delmenhorst, 2014);
  • Конференции пользователей магнитно-резонансных томографов компании SIEMENS «MAGNETOM Club» (2012);
  • V и VI Международной конференции по когнитивной науке (Калининград, 2012, 2014);
  • V, VI и VIII Всероссийском национальном конгрессе лучевых диагностов и терапевтов «Радиология-2011, 2012, 2014» (Москва, 2011, 2012, 2014);
  • «Национальном съезде радиологов» (Москва, 2012);
  • 6th Annual Fulbright Conference (Moscow, 2013);
  • Московском международном конгрессе, посвященном 110-летию со дня рождения Александра Романовича Лурия» (2012 год);
  • Европейской конференции по зрительному восприятию (Alghero, Sardinia, Italy, 2012 год);
  • Ежегодной встрече Общества наук о зрении (VSS-2012);
  • XIV Международных чтениях памяти Л.С. Выготского;
  • Научной конференции по афазиологии (SoA – 2014);
  • Конференции «Современные проблемы нейропсихологии и психофизиологии», посвящённая 85-летию со дня рождения Евгении Давыдовны Хомской;
  • «Великая иллюзия сознания - 4: феномены, эксперименты, модели» (Санкт-Петербург, 2014);
  • серии тематических семинаров «фМРТ-исследования речи: от дизайна эксперимента до анализа данных» (Москва, 2013);
  • «Введение в BOLD-фМРТ и DTI» (Москва, 2013);
  • «Функциональная МРТ головного мозга: наука и практика» (Москва, 2014).

22 апреля в 2014 году в ФГБУ «ЛРЦ» Минздрава был проведен однодневный семинар «Функциональная МРТ головного мозга: наука и практика».Кроме участия в научных конференциях сотрудники группы фМРТ ведут активную преподавательскую деятельность.Прочитаны курсы лекций и практических занятий , посвященных фМРТ головного мозга:

  • Печенкова Е.В. Спецпрактикум в рамках курса «Теоретические и методологические проблемы когнитивной науки» в программе магистратуры РГГУ «Психология познания и когнитивные науки» (2009-2012)
  • Печенкова Е.В, Румшиская А.Д. Современные возможности методов лучевой диагностики Элективный курс для студентов ФФМ МГУ на базе Центре лучевой диагностики (ЦЛД) ФГБУ «Лечебно-реабилитационный центр» МЗ РФ http://www.fbm.msu.ru/stud/lechdelo/el/2013_autumn/xray.php
  • Власова Р.М. Курс «Нейропсихологические аспекты методов нейровизуализации»на кафедре нейро- и патопсихологии МГУ имени М.В. Ломоносова (2014)
  • Печенкова Е.В., Власова Р.М. «Функциональная МРТ в исследовательской и клинической работе психолога» -- курсы, организованные «Всероссийским сообществом молодых психологов» (2012, 2013)
  • Печенкова Е.В. Научно-популярная лекция в «Гиперионе»: «Функциональная магнитно-резонансная томография, или работа мозга в картинках» (Москва, 2013)

Отдельные лекции в рамках учебных семинаров и научных школ :

  • на семинаре «фМРТ-исследования речи: от дизайна эксперимента до анализа данных», организованном Центром патологии речи и нейрореабилитации и Высшей школой экономики (26-29 марта 2013 года);
  • на семинаре «Введение в BOLD-фМРТ и DTI», организованном НИИ неотложной детской хирургии и травматологии при поддержке компании Neurobotics (29 октября 2013 года);
  • на Летней нейролингвистической школе (1-5 сентября 2014 года);
  • на Летней школа по когнитивной психологии памяти Карла Дункера (1 сентября 2014);
  • на школе “Active and passive methods of the brain mapping”, организованной Национальной Сетью Аспирантур по Биотехнологиям в Нейронауках (BioN), 1-4 ноября, 2014 года;
  • на летней школе «Русского Репортера» 2014, мастерская «Язык-Мозг»;
  • на Всероссийской Зимней Психологической Школе РГГУ (Москва, 2011).

Функциональная МРТ головного мозга с 1990-х годов прошлого века получила широкое распространение. Внедрение методики способствовало выявлению некоторых злокачественных образований (опухолей), которые другими методами выявить сложнее. Особенностями функциональных магнитно-резонансных исследований мозговой ткани является оценка изменений кровоснабжения вследствие изменения нейронной стимуляции спинного и головного мозга. Возможность получения качественных результатов при МР-томографии обусловлена усилением притока крови к области мозга, которая активно действует.

Специалисты изучили нормальную активность коры головного мозга, состояние ткани при опухолях, что позволило провести дифференциальную диагностику патологии. Отличия МР-сигнала в норме и при патологических состояниях делают нейровизуализацию незаменимым диагностическим методом.

Нейровизуализация стала разрабатываться в 1990-ом году, когда функциональная МРТ стала активно использоваться для диагностики образований головного мозга вследствие высокой достоверности, отсутствия лучевого облучения пациента. Единственным неудобством метода является необходимость длительного пребывания пациента на диагностическом столе.

Морфологические основы функциональной МРТ головного мозга

Глюкоза не является важным субстратом для работы головного мозга, но при ее отсутствии нарушается функционирование нейронных каналов, которые обеспечивают физиологическую работу мозговой ткани.

Глюкоза поступает к клеткам по сосудам. Одновременно в мозг попадает кислород, связанный молекулой гемоглобина эритроцитов. Молекулы кислорода участвуют в процессах тканевого дыхания. После потребления кислорода мозговыми клетками возникает окисление глюкозы. Биохимические реакции при тканевом дыхании способствуют изменению магнетизации тканей. Индуцированный МРТ-процесс регистрируется программным обеспечением, что позволяет получить трехмерное изображение с тщательной прорисовкой каждой отдельной детали.

Изменение магнитных свойств крови возникает практически при всех злокачественных образованиях головного мозга. Избыточный приток крови определяется программным обеспечением при сравнении с нормальными величинами. Физиологически прослеживается разный МР-сигнал от поясной коры, таламуса, базальных ганглиев.

Низкий поток прослеживается в париетальной, латеральной, лобной доле. Изменение микроциркуляции данных областей сильно изменяет чувствительность сигнала.

Функциональная диагностика МРТ зависит от состояния и количества гемоглобина в исследуемой области. Молекула вещества может содержать кислород или его альтернативные заменители. Под действием сильного магнитного поля происходит колебание кислорода, что искажает качество сигнала. Намагниченность канала приводит к быстрому полураспаду кислорода. Воздействие сильного магнитного поля усиливает период полураспада вещества.

На основе информации можно сделать вывод относительно более высокого качества МР-сигнала в областях мозга, которые насыщены кислорода. Злокачественные мозговые образования имеют густую сосудистую сеть, поэтому хорошо визуализируются на томограммах. Для качественных результатов интенсивность магнитного поля должно быть выше 1,5 Тесла. Последовательность импульсов приводит к повышению полураспада.

Активность МР-сигнала, регистрируемого от активности нейронов, носит название «гемодинамический ответ». Термин определяет скорость нейронных процессов. Физиологическое значение параметра – 1-2 секунды. Данный интервал недостаточен для качественной диагностики. Чтобы получить хорошую визуализацию при объемных образованиях мозга магнитно-резонансная диагностика проводится с дополнительным стимулированием глюкозой. После ее введения пик активности наблюдается через 5 секунд.

Функциональная диагностика МРТ при раке мозга

Применение МРТ в нейрорадиологии расширяется. Для диагностики опухолей головного и спинного мозга применяется не только функциональное исследование. В последнее время активное распространение получили современные способы:

Перфузионно-взвешенная;
Диффузионная;
Контрастно-насыщенное исследование (BOLD).

Контрастирование BOLD после насыщения кислородом помогает провести диагностику активности сенсорной, моторной коры, очагов речи Вернике и Брока.

Способ базируется на регистрации сигнала после специфической стимуляции. Функциональная диагностика МРТ при сравнении с другими способами (ПЭТ, эмиссионная КТ, электроэнцефалография) Функциональное МРТ помогает получить картинку с пространственным разрешением.

Для понятия сути графической картины мозга при магнитно-резонансной томографии проводим изображения мозговой ткани после МРТ после чтения «сырых» изображений (а), совмещения нескольких томограмм (б).

Двигательная активность мозговой коры после использования способа корреляционных коэффициентов позволяет получить пространственное изображение результатов с визуализацией зон повышенной магнитной активности. Область Брока при функциональной МРТ определяется после обработки «сырых» томограмм. Стимуляция корреляционных коэффициентов помогает генерировать график соотношения интенсивности сигнала в определенном временном промежутке.

На следующих томограммах прослеживается картина у пациента при апластической эпендимоме – опухолью с повышенным смещением возбудимости в зоне, которая отвечает за активность функциональной коры мозга.

График показывает активные области, в которых локализуется злокачественное новообразование. После получения данных томограмм для иссечения патологической области была проведена субтотальная резекция.

На следующих МР-томограммах изображена глиобластома. Функциональная диагностика позволяет качественно визуализировать данное образование. В данной области располагает зона, отвечающая за активность пальцев правой руки. На изображениях визуализируется усиление активности в областях после стимуляции глюкозой. Функциональная магнитно-резонансная диагностика при глиобластоме в данном случае позволила точно визуализировать локализацию, размеры образования. Расположение рака в моторной коре приведет к отказу движений пальцев правой руки при возникновении атипичных клеток в коре головного мозга.

При некоторых образованиях функциональная МРТ головного мозга показывает несколько десятков разных изображений, возникающих вследствие динамического изменения МР-сигнала с искажением до 5%. При таком разнообразии сложно установить правильность расположения патологического образования. Для исключения субъективности зрительной оценки требуется программная обработка «сырых» снимков, полученная с использованием статистических способов.

Для получения качественных результатов при функциональной диагностике МРТ в сравнении с традиционным аналогом требуется помощь пациента. При тщательной подготовке повышается метаболизм глюкозы и кислорода, что снижает количество ложноположительных результатов, артефактов.

Высокое техническое оснащение магнитно-резонансных томографов позволяет улучшить картинку.

Самый частый вариант применения функциональной магнитно-резонансной томографии – это визуализация основных зон активности коры головного мозга – зрительной, речевой, моторной.

Функциональное МРТ исследование головного мозга – клинические эксперименты

Зрительная стимуляция корковых зон с помощью функционального МРТ по методу «J.Belliveau» предполагает зрительную стимуляцию с использованием болюстного контрастирования препаратом гадолинием. Подход позволяет регистрировать падение эхо-сигнала вследствие разной чувствительности между контрастом, проходящим по сосудам и окружающим тканям.

Клинические исследования установили, что зрительная стимуляция корковых зон на свету и в темноте сопровождается разницей активности примерно на 30%. Такие данные получены при обследовании на животных.

Эксперименты были основаны на методику определения сигнала, полученного от дезоксигемоглобина, обладающего парамагнитными способностями. На протяжении первых 5 минут после стимулирования мозговой активности глюкозой активируется процесс анаэробного гликолиза.

Стимуляция приводит к повышению перфузионной активности нейронов, так как микроциркуляция после поступления глюкозы существенно усиливается за счет падения концентрации дезоксигемоглобина – вещества, переносящего углекислый газ.

На Т2-взвешенных томограммах прослеживается увеличение активности сигнала – методика получила название BOLD-контрастирование.

Такая методика функционального контрастирования не является совершенной. При планировании нейрохирургических операций на опухолях требуется проведение обычного и функционального исследования.

Сложности функциональной магнитно-резонансной томографии заключаются в необходимости пациента выполнять активирующие действия. Для этого через переговорное устройство оператор передает задание, которое человек должен сделать с особой тщательностью.

Тренировку пациента необходимо проводить до функционального МРТ исследования. Заранее требуется умственный покой, подготовка двигательной активности.

Статистическая обработка результатов при правильном выполнении позволяет тщательно обследовать «сырые» томограммы, составлять на их основе трехмерное изображение. Для грамотной оценки значений нужно проводить не только структурную, но и функциональную оценку состояния коры головного мозга. Результаты обследования оцениваются одновременно нейрохирургом и неврологом.

Внедрению МРТ с функциональными пробами в массовую медицинскую практику не позволяют ограничения:

1. Высокие требования к томографу;
2. Отсутствие стандартизированных разработок относительно заданий;
3. Появление ложных результатов, артефактов;
4. Выполнение человеком непроизвольных движений;
5. Наличием в теле металлических предметов;
6. Потребность в дополнительных звуковых и визуальных стимуляторах;
7. Высокая чувствительность металлов к эхо-планарным последовательностям.

Перечисленные противопоказания ограничивают распространение исследования, но их можно устранить путем тщательной разработки рекомендаций к МРТ.

Основные цели проведения функционального магнитно-резонансной томографии:

Анализ локализации патологического очага для прогнозирования хода хирургического вмешательства при опухоли, оценки функциональной активности;
Планирование краниотомии в областях на удалении от зон основной активности мозга (зрительная, речевая, моторная, чувствительная);
Выбор группы людей для инвазивного картирования.

Функциональные исследования существенно коррелируют с прямой стимуляцией корковой активности мозговой ткани специальными электродами.

Максимальный интерес представляет функциональная МРТ для российских врачей, так как картирование в нашей стране только начинает развиваться. Для планирования оперативной активности магнитно-резонансное исследование с функциональными пробами представляет большой интерес.

Таким образом, функциональные исследования МРТ в нашей стране находятся на уровне практических проб. Частое использование процедуры наблюдается при супратенториальных опухолях, когда МРТ исследование является необходимым дополнением предоперационного этапа.

В заключение выделим современные аспекты развития технологии «мозг-компьютер». На основе данной технологии разрабатывается «компьютерный симбиоз». Сочетание электроэнцефалографии и МРТ позволяет создать полноценную картинку функционирования головного мозга. С помощью наложения одного исследования на другое получается качественная картинка, указывающая на соотношение анатомических и функциональных особенностей работы нейронов.

    МРТ изображение головы человека Магнитно резонансная томография (МРТ, MRT, MRI) томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса … Википедия

    - (др. греч. τομή сечение) метод неразрушающего послойного исследования внутренней структуры объекта посредством его многократного просвечивания в различных пересекающихся направлениях. Содержание 1 Терминологические вопросы … Википедия

    - … Википедия

    Наука, изучающая связь активности головного мозга и других сторон нервной системы с познавательными процессами и поведением. Особое внимание когнитивная нейробиология уделяет изучению нейронной основы мыслительных процессов. Когнитивная… … Википедия

    фМРТ - функциональная магнитно резонансная томография фМРТ ФМРТ функциональная магнитно резонансная томография … Словарь сокращений и аббревиатур

    1. Полушарие большого мозга (Конечный мозг) 2. Таламус (… Википедия

    Электроэнцефалограф медицинский электроизмерительный прибор, с помощью которого измеряют и регистрируют разность потенциалов между точками головного мозга, располагающимися в глубине или на его поверхности. Образование и колебание… … Википедия

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    ФМРТ функциональная магнитно резонансная томография. Метод ФМРТ базируется на возможности использования магнитного резонанса не только для изучения анатомической структуры головного мозга, но и для оценки кровообращения, изменение которого… … Википедия

Если людям дать возможность наблюдать в реальном времени, что происходит у них в мозгу, они быстро научатся снимать боль, улучшать себе настроение и распоряжаться невиданными умственными способностями. Доступ к этому методу может преобразить мир.

Эта идея кроется за новой техникой, которую назвали “ФМРТ в реальном времени” (ФМРТ – функциональная магнитно-резонансная томография), пишет ВВС.

Мы учимся контролировать эмоции, чувства и желания, получая на экране визуальный отклик на наши действия, на то, как именно мы применяем психологические техники и уловки. В итоге это становится почти таким же простым, как убавить громкость в стереосистеме.

Вы на практике учитесь, как управлять своим умом – примерно так же, как бодибилдер тренирует отдельные группы мышц.

Это открывает нам путь в будущее, где с помощью “ФМРТ в реальном времени” мы сможем натренировать свои умственные способности до невиданной степени.

Впервые этот метод был продемонстрирован в 2005 году во время исследования, в ходе которого людей обучали контролю над болевыми ощущениями.

Восьмерых добровольцев помещали в МРТ-сканер и создавали у них на коже ощущения, как от ожога. В это время им показывали на мониторе язычок пламени, олицетворяющий процесс в районе головного мозга, отвечающем за болевые реакции.

С помощью различных когнитивных приемов участники эксперимента быстро учились управлять размером пламени, что помогало им регулировать степень электрического раздражения болевой зоны у себя на коже.

Удивительно, но всего лишь за 13 минут эксперимента его участники достигали умения легко менять размер пламени и, соответственно, были способны более чем на 50% уменьшать боль.

С тех пор количество подобных исследований с применением ФМРТ в реальном времени росло лавинообразно. О всё новых и новых методах клинического и экспериментального применения сообщается чуть ли не каждый месяц.

Исследуемым теперь предлагается возможность оценить происходящее у себя в мозгу не только с помощью изображения, но и звуков, и даже температуры (через очки виртуальной реальности). Метод уже получил еще одно название – нейрофидбэк.

В исследовании 2017 г., результаты которого опубликованы в журнале Appetite, продемонстрировано, как с помощью ФМРТ в реальном времени можно бороться с ожирением.

В течение четырех дней мужчины с лишним весом учились контролировать те районы головного мозга, которые отвечают за ощущения исполнения и вознаграждения, приучая свой мозг делать выбор в пользу более здоровой пищи и меньшего ее количества.

В другом исследовании этого года обнаружено, что если научиться контролировать определенную часть префронтальной коры головного мозга (тот район, с которым связывают поведение пациентов с СДВГ, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью), то прошедшие курс обучения подростки могут самостоятельно уменьшить симптомы СДВГ и развить навык сосредотачиваться.

Причем способности, приобретенные во время обучения, сохраняются и спустя 11 месяцев, что подтверждает долгоиграющий эффект тренинга и происшедших в связи с ним изменений в мозгу.

В исследовании 2016 г. было обнаружено, что пожилые люди могут использовать эту технику для улучшения своих познавательных способностей, притупленных возрастом. Таким же образом и молодые люди могут стимулировать работу своего мозга.

Исследование 2015 г., в котором участвовали здоровые взрослые люди, показало: обучение с помощью так называемого нейрофидбэка помогает улучшить способность сосредотачиваться и меньше отвлекаться.

В других недавних исследованиях было найдено применение этой методике в лечении депрессии, тревожных состояний, посттравматического стрессового расстройства у ветеранов военных действий и даже пристрастия к курению.

Исследование Джеймса Салзера из Техасского университета города Остин показало, что люди способны научиться регулировать уровень нейромедиаторного допамина, что может быть применено для лечения болезни Паркинсона.

Насколько же велик потенциал обучения с помощью нейрофидбэка, если каждый из нас сможет полностью контролировать свой мозг?

В общем, исследования ясно демонстрируют, что эта технология может найти применение в миллионах случаев. Но насколько длительным будет ее эффект и насколько она практична? Точно сказать пока нельзя.

Для ФМРТ в реальном времени нужно дорогостоящее и громоздкое оборудование, которое сейчас применяется прежде всего в срочных и тяжелых случаях.

Однако, как мы знаем, технологии не стоят на месте. Вполне возможно, очень скоро появятся более дешевые и более миниатюрные сканеры ФМРТ.

Если даже несколько 10-минутных занятий приносят статистически значимый результат, то что же будет после 10 тысяч часов тренировки?

И тогда перед человечеством откроется огромный мир новых возможностей.
Представьте себе атлета, который проводит тренировки, не видя собственного тела и не имея представления о весе штанги.
Примерно в таком же положении мы находимся сейчас, не видя, что происходит в нашем мозге, когда нам больно, когда нам холодно, когда у нас плохое настроение, когда мы в отчаянии, когда мы плачем или радуемся…

Насколько же велик потенциал обучения с помощью ФМРТ в реальном времени? Чего мы достигнем, если каждый из нас сможет каждый день уделять время тренировкам сознания – и так месяцы и годы?
Если даже несколько 10-минутных занятий приносят статистически значимый результат, то что же будет после 10 тысяч часов тренировки?

Метод “ФМРТ в реальном времени” может оказаться коротким путем к достижению, например, того, на что тратят годы упорной работы со своим умом тибетские монахи, высушивающие жаром своего тела мокрое полотенце на ледяном ветру, или индийские йоги, умеющие полностью блокировать ощущение боли в теле.

Конечно, пока ничего нельзя утверждать наверняка, но, вполне возможно, речь идет и о достижении умственных сверхспособностей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!